1. Война идей
  2. Глобализм и государства
Санкт-Петербург, / ИА Красная Весна

Политолог: Россия может предложить иной путь объединения человечества

Изображение: © Красная Весна
Угрин Иван Михайлович, кандидат политических наук. Санкт-Петербург. 14.11.2018 г.
Угрин Иван Михайлович, кандидат политических наук. Санкт-Петербург. 14.11.2018 г.

В России первичны такие ценности, как справедливость, порядок, солидарность и единство, заявил кандидат политических наук Иван Угрин 14 ноября на XI ежегодном семинаре «Поиск истины и правда жизни в пространстве современной культуры», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Выступая с докладом «Идея государства правды в философско–политической концепции евразийства и ее значение для современности», Угрин обратил внимание участников семинара на то, что в Конституции РФ прописан запрет государственной идеологии, однако здесь же признаются в качестве единственной ценности права и свободы человека, что является по факту либеральной доктриной.

По словам исследователя, кроме России ни в одной другой стране нет конституции, где бы права и свободы человека признавались без упоминаний других ценностей. Даже в Хартии Европейского союза упоминаются такие ценности, как солидарность и демократия. По мнению политолога, такое сочетание — запрет на государственную идеологию одновременно с либеральной доктриной — означает запрет на любую другую идеологию, кроме либеральной. В то же время, как утверждает Иван Угрин, опросы показывают, что в России право не является высшей ценностью и первичны другие ценности: справедливость, порядок, солидарность, единство.

Политолог подчеркнул, что если идея права как высшей ценности для европейской цивилизации является органичной, так как ее формирование произошло в ходе длительной исторической эволюции, то в других цивилизациях дело обстоит иначе. Приводя в пример евразийцев, в первую очередь Николая Николаевича Алексеева, Угрин отметил, что русские политические философы предлагают как высшую другую ценность — ценность правды, не отрицая при этом, но и не абсолютизируя право.

«Государство правды, это такое государство, которое подразумевает, что народ и государство, в котором воплощается его историческая жизнь, несет определенную миссию. Эта миссия отражена в идее, которая закреплена в Конституции и в основополагающих документах данной страны. Эта идея становится ведущей, она ведет народ, определяет цель его деятельности. Поэтому евразийцы называли будущий строй, который они предлагали в России, идеократией — то есть они говорили о правлении высокой, ведущей идеи», — пояснил политолог.

Иван Угрин подчеркнул, что в случае идеократии речь не идет о тоталитаризме, навязывании какой–либо идеи и жестких интеллектуальных рамках. Речь идет об идее, в которой народ находит смысл существования. Если идея находит отклик у народа, то она сможет стать той силой, которая соберет вокруг себя людей.

«Опираясь на идеи евразийцев, Россия как особый вид цивилизации может противопоставить идее права как идее, которая сейчас претендует на роль связующей все политическое пространство в глобальном смысле, — идею правды как той силы, которая <…> указала бы путь к объединению человечества», — сказал исследователь, подчеркнув объективность идущего в мире процесса глобализации, который невозможно остановить.

Ученый пояснил, что власть при идеократии понималась Алексеевым как особые отношения, в которых есть тайна доверия, подчинения. Однако идеократия не отрицает парламента или выборности главы государства. Она подразумевает опору государства в народе, и самоуправление будет проявлено в той степени, в которой эта степень будет органична для данного периода истории.

Напомним, что 13–14 ноября в Санкт–Петербурге проходил ежегодный XI теоретический семинар по проблемам истины на базе кафедры философии гуманитарного факультета СПбГЭУ, который ставит целью обсуждение феномена истины и ее поиск во всех основных элементах культуры. По итогам семинара планируется выпустить сборник докладов.