Сторонник Немцова заменил картину Мунка арт-объектом

Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893
Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893

Арт-объект на основе картины художника Эдварда Мунка «Крик» разместил на Большом Москворецком мосту, где был убит Борис Немцов, художник Константин Бенькович, 28 ноября сообщает издание «Афиша.Daily».

Бенькович считает, что та «боль и скорбь», которой сочится полотно Мунка, как нельзя лучше иллюстрирует судьбу Бориса Немцова, убитого на этом самом месте в 2015 году. При этом художник разместил на мосту не репродукцию самой картины, а схематичный арт-объект, имитирующий выражение лица ее центрального персонажа.

Художник рассказал, что пробыл на мосту около часа и наблюдал за реакцией прохожих на стилизованную картину. По его оценке, москвичи сочувственно отнеслись к новоиспеченному арт-объекту.

Отметим, что норвежский художник Эдвард Мунк считается одним из основоположников экспрессионизма в живописи. В его страдальческих и мрачных работах отразилась «смерть Бога», кризис индивидуального сознания и другие философские концепты периода fin de siecle (рубежа XIX и XX веков — прим. ИА Красная Весна). По мнению многих критиков, живописец предвосхитил на холсте весь ужас XX века с его массовыми страданиями и мировыми войнами.

Самая знаменитая серия картин Мунка — «Крик». Полотно изображает человека, облокотившегося на перила моста и прижавшего руки к голове. Лицо персонажа, застывшее в немом крике, искажено гримасой ужаса. Катарсическое впечатление от шедевра усиливает кроваво-красный закат на заднем фоне и крайняя условность окружающего пейзажа, равно как и нарочитая непроработанность лицевых черт.

Напомним также, что Борис Немцов был убит 27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту. Соратники политика по либеральному лагерю обвинили в злодеянии путинский режим, а также его сторонников, благодаря которым в стране якобы установилась «атмосфера ненависти». Сторонники оппозиционера также обустроили стихийный мемориал на месте преступления.

Комментарий редакции

Очевидно, что Бенькович хотел проиллюстрировать «атмосферу ненависти», которая якобы сгустилась над Россией в путинские годы и в которой будто бы захлебнулся Борис Немцов. Однако художник не достиг своей цели — выхолощенный арт-объект производит впечатление абсолютной стерильности. На долю бледного подобия не осталось и грана той мрачной и грозной полнокровности, которой сочился оригинал Мунка.

Творческая неудача, постигшая Беньковича в связи с поддержкой Немцова, весьма поучительна. Из события стоит вынести одну-единственную мораль: искусство мстит всякому, кто пытается воспользоваться им в своих лицемерных узкополитических целях.