Длительное ралли закончилось: итоги года фондового рынка США
Печальные итоги года для финансовых рынков Соединенных Штатов приводит 1 января в своей большой статье Нью-Йорк Таймс.
3 января, первый день торгов на рынке США в 2022 году, выглядел как еще один день в «ралли акций», которое началось, когда Барак Обама еще был президентом. Индекс S & P 500 достиг рекордно высокого уровня. Например, Tesla, компания, которая перевернула автомобильную промышленность и сделала многих инвесторов богатыми, выросла на 13,5% и приблизилась к своему собственному рекордному пику.
Но, как оказалось, тот понедельник фактически стал концом рынка, который более десяти лет двигался в основном в вверх, а индекс S & P 500 вырос более чем на 600% с марта 2009 года.
Всего два дня спустя Федеральная резервная система (ФРС) опубликовала протокол своего предыдущего заседания — типичное рутинное мероприятие на Уолл-стрит, — в котором говорилось, что политики в центральном банке Америки были настолько обеспокоены инфляцией, что подумывали о возможном ускорении процесса повышения процентных ставок.
Игроки и участники рынка восприняли это плохо, в результате чего S & P 500 упал на 1,9% и вызвал распродажу акций, которая подготовила почву для остальной части года.
Последние 12 месяцев ознаменовали смену поколений на финансовых рынках, поскольку ФРС, стремясь сдержать худшую за последние десятилетия инфляцию, неоднократно повышала процентные ставки. Эти усилия начали приносить плоды: рост цен в последнее время замедлился.
Но решительные действия ФРС по замедлению экономики США, крупнейшей в мире, имели широкомасштабные последствия.
Год ознаменовался окончанием эры низких процентных ставок, которые сделали заимствования дешевыми и побудили биржевых игроков рисковать — в акциях новых технологических компаний, в криптовалютах и на долговых рынках — в поисках большей прибыли.
С тех пор ни S & P 500, ни Tesla уже не достигали тех высот, которых они достигли 3 января. Индекс S & P 500, который в пятницу финишировал с понижением, снизился на 19,4% за год — это худший годовой показатель с 2008 года. Криптовалютные гиганты, такие как FTX, упали, и займы больше не дешевы.
Но даже сейчас, когда экономика США движется к возможной рецессии, ФРС заявила, что ее работа далека от завершения. Инфляция, хотя и начинает снижаться, все еще слишком высока, и, по прогнозам, процентные ставки будут расти и дальше, предвещая новые неприятности.
«Центральные банки стимулировали рынки в этом году из-за инфляции, и это продолжится в 2023 году», — считает Кристина Хупер, главный стратег Invesco по глобальным рынкам. «Это очень, очень драматичный, исторический момент времени. Мы все были свидетелями череды событий, начиная с пандемии, которая была экстраординарной «.
Задача ФРС стала еще сложнее с конца февраля, с началом обострения украинских событий, которое привело к резкому росту цен на продовольствие и энергоносители, создав кризис в странах, зависящих от импорта нефти и зерна. В марте ФРС начала повышать процентные ставки.
Повышение процентных ставок является основным инструментом центральных банков в борьбе с инфляцией. Когда ставки растут, стоимость заимствований также увеличивается, замедляя спрос в экономике и теоретически сдерживая дальнейший рост цен. Доходность 10-летних государственных облигаций США, которые влияют на стоимость заимствований по всему миру, в этом году выросла на 2,36 процентных пункта, что стало самым большим годовым ростом за всю историю наблюдений с 1962 года. В свою очередь, выросли ставки по ипотечным кредитам, облигациям компаний и другим долговым обязательствам.
Более высокие затраты также означают снижение прибыли для компаний, что приводит к снижению цен на акции. Это оказалось особенно верно для технологических компаний, чей рост поддерживался низкими процентными ставками. Индекс Nasdaq composite, который связан с технологическими акциями, упал в 2022 году на 33,1%.
Поскольку игроки теряли деньги на фондовом рынке, а домохозяйства сталкивались с растущими расходами из-за инфляции, воздух вышел и с других, более спекулятивных рынков. Цена биткойна, одной из самых известных криптовалют, упала, а так называемые акции-мемы, такие как GameStop и AMC Entertainment, чьи цены на акции были повышены во время пандемии новым поколением инвесторов-любителей, падали в течение года.
Tesla, популярная среди той же толпы инвесторов, в этом году упала на 65%, что является худшим показателем с тех пор, как компания стала публичной в 2010 году.
Несмотря на растущую инфляцию, экономика США оставалась устойчивой, в то время как Европа столкнулась с энергетическим кризисом, а развивающиеся рынки, такие как Шри-Ланка и Пакистан, пошатнулись. Относительная сила Соединенных Штатов сделала их безопасным местом для инвесторов, чтобы вкладывать свои деньги, а приток наличных помог повысить стоимость доллара. Впервые за 20 лет доллар стоил дороже евро.
Неожиданно мрачный отчет, показывающий падение потребительских настроений всего за несколько дней до заседания центрального банка, назначенного на 15 июня, напугал политиков и помог отправить S & P 500 на медвежий рынок, определяемый как падение как минимум на 20% от его недавнего пика — в данном случае, 3 января. ФРС уже дважды повышала процентные ставки, в общей сложности на 0,75 процентных пункта — столько, сколько, по прогнозу в декабре 2021 года, потребуется на весь год, — и готовится к очередному повышению ставки, которое, как ожидается, составит 0,5 процентных пункта.
Вместо этого центральный банк впервые почти за три десятилетия повысил процентные ставки на 0,75 процентных пункта, что указывает на риски, которые ФРС связывает с ростом инфляции.
Тем не менее, бурные события заставили некоторых инвесторов почувствовать, что худшее, несомненно, позади. В июле, когда начали поступать корпоративные финансовые отчеты, оказалось, что они выглядят лучше, чем ожидалось. В итоге и фондовый рынок вырос. С середины июня до середины августа индекс S & P 500 вырос на 17,4%.
Для ФРС рост цен на акции создал проблему, обогатив инвесторов и противодействуя ее усилиям по снижению инфляции. На широко обсуждаемом экономическом форуме в Вайоминге Джером Пауэлл, председатель ФРС, строго предупредил биржевиков, что борьба с инфляцией не закончена и что процентные ставки должны значительно повыситься, прежде чем центральный банк завершит свою кампанию. Фондовые рынки снова начали падать, и S & P 500 в октябре достиг нового минимума.
Приближаясь к 2023 году, трейдеры настраиваются на очередную битву с ФРС. В декабре ФРС повысила процентные ставки до целевого диапазона между 4,25% и 4,5%, что значительно выше ожиданий начала года. Политики также повысили свои прогнозы относительно того, насколько высокие процентные ставки должны будут вырасти в 2023 году, но инвесторы на это едва моргнули. Есть признаки замедления инфляции, и некоторые видят большую вероятность того, что центральный банк приостановит дальнейшее повышение ставок раньше, чем это было указано, чтобы последствия нынешних высоких процентных ставок просочились в экономику.
«Я думаю, что фондовый рынок сейчас наполовину заполнен и не полностью учитывает то, что говорит нам ФРС», — говорит Тодд Сандос, соруководитель отдела акций для Северной и Южной Америки в Barclays.
Риск усугубляют корпоративные прибыли, которые, как ожидают некоторые инвесторы, будут пересмотрены в сторону резкого снижения в начале 2023 года, поскольку продолжительная инфляция и повышенные процентные ставки начинают сказываться на доходах компаний.
Это может означать, что акции должны продолжать падать.
Год назад банковские аналитики, ответственные за прогнозирование того, где акции и облигации закончатся в 2022 году, были несколько оптимистичны.
Согласно совокупности прогнозов Bloomberg, даже самый пессимистичный прогноз для S & P 500 на тот момент, сделанный Майком Уилсоном из Morgan Stanley, предполагал, что индекс завершит год на 10% выше, чем на самом деле. Самый оптимистичный стратег этого года Хьюго Сти-Мари из Scotiabank не ожидает, что S & P 500 восстановит утраченные позиции в 2023 году, в то время как большинство ожидает, что рынок закончится примерно там же, где и начался, после падения в начале года.
«Учитывая то, что произошло за последние 12 месяцев, мы все должны быть готовы к новым значительным сюрпризам, будь то инфляция или политика ФРС», — заметил Дуг Портер, главный экономист BMO Financial Group.