Кургинян объяснил, когда актер перестает искать славы и обожания

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Сергей Кургинян
Сергей Кургинян

Актеры гонятся за славой до тех пор, пока не встречаются в своей работе с чем-то сверхреальным, заявил театральный режиссер, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 24 декабря в интервью Владимиру Соловьеву, опубликованном на YouTube-канале «СоловьевLive».

Во время беседы речь зашла о театре. Обсуждая качества, присущие многим актерам, Соловьев отметил, что людьми этой профессии зачастую движет тяга к славе и обожанию зрителей.

Сергей Кургинян, который является режиссером и основателем московского театра «На досках», возразил, что такая мотивация действует на актера только до определенного предела.

«Пока он не встретился с чем-то сверхреальным. А когда он встретился, ему уже ничего не надо, кроме очередных встреч», — отметил режиссер.

Кургинян пояснил, что именно он обозначает словом «сверхреальное». Это сущность, которой обладает каждый человек. Причем убежденность в ее существовании имеют не только религиозные, но и светские люди.

«Я знаю, что у человека есть какая-то его сущность. Это огромный спор. Потому что Маркс, главное для меня, что сказал? Он сказал, что капитализм отчуждает от родовой сущности. И не очень сказал, что это такое, он у Фейербаха ее брал. Но живая жизнь, говорил Маркс — это соединение с родовой сущностью. А в религии живой жизнью называется соединение с богом.

Поэтому, разница между богом и родовой сущностью (богом для религиозного человека — и родовой сущностью для светского), не так велика. Но никто же не хочет признать, что Маркс говорил все время о духовной смерти, о холодной воде эгоистического расчета, в котором капитализм топит душу, о духе», — пояснил Кургинян свое видение вопроса о сущности.

Режиссер отметил, что в спектаклях, которые он ставит в своем театре, актеры переживают встречу с этой сущностью. И что эта встреча для них важнее, чем какие-либо внешние проявления успешности актерской деятельности.

Кургинян привел пример такого особенного отношения к актерской профессии: «Я сказал одной из моих актрис, которую я ужасно люблю: „Слушай, ну ты же должна была бы быть… Посмотри, кто там становится народными и всё прочее“. Она сказала: „Сережа, не говори глупостей. Ну, зачем мне это нужно?“».

Кроме того, режиссер объяснил в связи с этим пониманием театрального процесса, почему ему не было интересно работать ни с кем из известных актеров:

«Есть огромная разница между людьми, которые лучше или хуже показывают себя, и людьми, которые до конца захвачены тем содержанием, которое они хотят передать. Обычный актер всегда чуть-чуть хочет быть захвачен тем, как он себя подает. Он не может до конца освободиться от этого. Если не говорить о каких-то совсем странных людях. А те, кто со мной играют, от этого полностью свободны».