Декан МГУ: России нужны меценаты для развития науки
В России необходимо возродить систему меценатства для развития науки, заявил декан факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ академик Владимир Скулачев, сообщает 5 марта ТАСС.
Тема развития науки за счет частных пожертвований была упомянута им в связи с прекращением финансирования проекта «Ноев ковчег». По его мнению, для эффективности частных пожертвований на науку не должно быть ограничений в размере суммы пожертвований и должна быть возможность для того, чтобы различные меценаты могли жертвовать деньги на один проект. Сейчас он готовит законопроект на эту тему.
В качестве примера эффективности такого подхода, он приводит собственный пример исследований лекарства от старости, которые 15 лет назад поддержал Олег Дерипаска.
«Я убежден, что ни наше правительство, ни правительство другой страны 15 лет назад эту идею не поддержало бы, им казалось бы, что это очень рискованно. И это действительно так было. Поэтому подобные рискованные проекты должны поддерживать меценаты, и, в свою очередь, им можно предложить за это, например, какие-то налоговые льготы», — говорит Владимир Скулачев.
Система грантов, получаемых от Российского Научного Фонда, по словам Скулачева, эффективна как дополнение к мегагрантам, так как серьезный научный результат требует миллиардных вложений.
Так, мегагрант РНФ «Научные основы создания Национального банка-депозитария живых систем», известный как «Ноев ковчег», составил 750 млн рублей за 2015—2018 годы.
Напомним, что объем финансирования грантов в 2018 году РНФ составит 22 млрд рублей, из них 25% пойдут на исследования в области сельского хозяйства, фундаментальной медицины и биологии.
Желание академика привлекать к научным исследованиям как можно большие суммы понятно. Однако использование частных пожертвований для этих целей вызывает вопросы. Например, вопрос о мотивации меценатов. Логично предположить их личную заинтересованность в результатах исследований, которая не обязательно совпадает с благом для всего общества. Кроме того, подобные пожертвования приносят выгоду меценату за счет снижения налогов. И тогда благотворительность вполне может быть не результатом заинтересованности в развитии науки, а коммерческим проектом.