Очередной пандемией «наградить» мир могут тающие ледники
Следующая пандемия может исходить не от летучих мышей или птиц, а от вещества, содержащегося в тающем льду, пишет 19 октября газета The Guardian.
Генетический анализ почвы и озерных отложений крупнейшего в мире канадского высокогорного арктического пресноводного озера Хейзен предполагает, что риск распространения вируса — когда он впервые заражает нового хозяина — может быть выше вблизи тающих ледников.
Полученные данные подразумевают, что по мере повышения глобальной температуры из-за изменения климата становится все более вероятным, что вирусы и бактерии, запертые в ледниках и вечной мерзлоте, могут пробудиться и заразить представителей местной дикой природы, особенно по мере того, как их ареал также смещается ближе к полюсам.
Например, в 2016 году вспышка сибирской язвы на севере Сибири, в результате которой погиб ребенок и заразились по меньшей мере еще семь человек, была вызвана сильной жарой, которая растопила вечную мерзлоту и обнажила зараженную тушу северного оленя. До этого последняя вспышка в регионе была в 1941 году.
Чтобы лучше понять риск, который представляют замороженные вирусы, Стефан Арис-Бросу и ее коллеги из Оттавского университета в Канаде собрали образцы почвы и донных отложений из озера Хейзен, расположенного недалеко от того места, куда стекало небольшое, среднее и большое количество талой воды с местных ледников.
Затем они секвенировали РНК и ДНК в этих образцах, чтобы идентифицировать сигнатуры, близкие к сигнатурам известных вирусов, а также потенциальных хозяев — животных, растений или грибов, и запустили алгоритм, который оценивал вероятность заражения этими вирусами неродственных групп организмов.
Исследование, опубликованное в Proceedings of the Royal Society B, показало, что риск передачи вирусов новым хозяевам был выше в местах, близких к тому, куда стекало большое количество талой ледниковой воды — ситуация, которая становится более вероятной по мере потепления климата.
Команда не определила количественно, сколько из выявленных ими вирусов были ранее неизвестны — что они планируют сделать в ближайшие месяцы, — и не оценила, способны ли эти вирусы вызвать инфекцию.
Однако другие недавние исследования показали, что неизвестные вирусы могут перемещаться внутри ледниковых масс и действительно делают это. Например, в прошлом году исследователи из университета штата Огайо в США объявили, что обнаружили генетический материал 33 вирусов — 28 из них новых — в образцах льда, взятых с Тибетского плато в Китае. Судя по их местонахождению, возраст вирусов оценивался примерно в 15 000 лет.
В 2014 году ученым из Национального центра научных исследований Франции удалось оживить гигантский вирус, который они выделили из сибирской вечной мерзлоты, сделав его снова заразным впервые за 30 000 лет. Автор исследования Жан-Мишель Клавери сказал тогда Би-Би-Си, что обнажение таких слоев льда может быть «верным путем к катастрофе».
Тем не менее, команда Ариса-Бросу предупредила, что прогнозирование высокого риска побочных эффектов — это не то же самое, что прогнозирование реальных побочных эффектов или пандемий. «До тех пор, пока вирусы и их переносчики-мосты одновременно не присутствуют в окружающей среде, вероятность драматических событий, вероятно, остается низкой», — пишут ученые из оттавского университета.
С другой стороны, прогнозируется, что изменение климата изменит ареал существующих видов, потенциально приводя новых хозяев в контакт с древними вирусами или бактериями.
«Единственный вывод, который мы можем с уверенностью сделать, заключается в том, что с повышением температуры возрастает риск распространения в этой конкретной среде», — сказал Арис-Бросу. «Приведет ли это к пандемиям? Мы абсолютно ничего не знаем».
Также неясно, является ли потенциал переключения хозяев, выявленный в озере Хейзен, уникальным для озерных отложений. «Насколько нам известно, это может быть то же самое, что вероятность смены хозяина, вызванная вирусами из грязи в вашем местном пруду», — сказал Арвин Эдвардс, директор междисциплинарного центра экологической микробиологии при Университете Аберистуита в Уэльсе.
Однако «нам действительно срочно необходимо исследовать микробные миры по всей нашей планете, чтобы понять эти риски в контексте», — сказал он. «Теперь совершенно ясны две вещи. Во-первых, то, что Арктика быстро нагревается, и основные риски для человечества связаны с ее влиянием на наш климат. Во-вторых, что болезни из других мест проникают в уязвимые сообщества и экосистемы Арктики».