1. Социальная война
  2. Политика Ватикана
Ватикан, / ИА Красная Весна

Эксперты обсудили этику медицинских исследований на встрече в Ватикане

Изображение: (сс0) Public Domain
Медицина
Медицина

Неравенство в здравоохранении и клинических исследованиях необходимо предотвращать, заявил папа римский Франциск врачам, практикующим врачам, исследователям, специалистам по этике и другим экспертам, присутствовавшим на конференции в Ватикане. Об этом 20 января сообщает UCA News.

Содействие жизни и здоровью других должно руководствоваться заботой, а не подчиняться «менталитету рынка и технологий», говорится в послании понтифика, зачитанном участникам конференции 18 января.

«Хотя асимметрия, присутствующая в терапевтических отношениях, слишком очевидна, центральная роль, которую должен был играть больной человек, еще не стала реальностью. Ее необходимо постоянно защищать и поощрять», — писал он.

«Нам необходимо сбалансировать возможности исследований и благополучие пациентов, чтобы расходы на исследования и доступ к полученным в результате преимуществам распределялись справедливо», — добавил он.

Послание главы Римской католической церкви было адресовано экспертам и специалистам в области здравоохранения, принявшим участие в конференции 18–19 января, организованной Всемирной медицинской ассоциацией совместно с Американской медицинской ассоциацией (АМА) и Папской академией жизни.

Конференция стала одной из многих, проходивших за два года по всему миру в рамках обновления и пересмотра Хельсинкской декларации. Зверства, совершенные посредством медицинских экспериментов, проводимых нацистами на людях во время Второй мировой войны, привели к появлению так называемого Нюрнбергского кодекса, а затем и Хельсинкской декларации, в которых излагаются этические стандарты проведения медицинских исследований над людьми.

Хельсинкская декларация, первоначально разработанная в 1964 году Генеральной ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации, регулярно обновляется и пересматривается, чтобы обеспечить этичное и ответственное проведение медицинских исследований во всем мире по мере появления новых технологий, рисков и проблем. Последняя редакция была зафиксирована в 2013 году.

Пересмотры влекут за собой длительный процесс сбора предложений, идей и критических замечаний со всего мира на региональных конференциях с возможностью получения обратной связи от общественности. Окончательный вариант планируется рассмотреть в Хельсинки в октябре 2024 года.

Доктор Джек Реснек-младший, бывший президент АМА и член ее попечительского совета, выступая на конференции, заявил, что рассматриваемые проблемы включают растущее появление Bigdata в области медицины и медицинских исследований.

Например, одним из наиболее острых вопросов является то, могут ли существующие принципы декларации адекватно защитить пациентов от потери конфиденциальности, когда их данные передаются, а также вопрос об осведомленном согласии на будущее использование своих данных?

И хотя нынешняя декларация адресована только врачам, группа, работающая над изменениями, «очень твердо убеждена, что эти меры защиты людей» должны стать кодексом поведения для всех людей и групп, участвующих в медицинских исследованиях на людях, отметил Реснек.

На конференции в Ватикане рассматривались следующие темы: исследования, проводимые в бедных общинах или в условиях ограниченных ресурсов; доступ к экспериментальным методам лечения после клинических испытаний; и обеспечение свободного и осознанного согласия на клинические испытания и исследования.

По словам Реснека, на карту поставлено то, чтобы люди в странах с ограниченными ресурсами получали пользу от медицинских исследований, проводимых в их сообществах, но также и то, чтобы они не подвергались опытам и экспериментам, в которых другие не хотят участвовать, или которые являются несправедливыми, неэтичными или вводящими подопытных в заблуждение.

Доктор Гифти Иммануэль, вирусолог, директор Центра исследований СПИДа и антивирусных исследований и член Папской академии жизни, заявил в своем выступлении, что практика эксплуатации может существовать, когда исследователи с хорошим финансированием проводят свои исследования в более бедных странах или уязвимых сообществах, потому что «у них есть возможности» и научные ноу-хау, в то время как у более бедных сообществ в наличии только люди «и их данные».

Существует также проблема «этического демпинга», сказал он, когда исследователи из стран или учреждений с высокими этическими стандартами проводят неэтичные или несправедливые испытания над уязвимыми или наивными людьми, или в сообществах, в которых отсутствуют соответствующие правила или надзор за их исполнением.

По его словам, нарушение этических норм может происходить разными способами. В Индии, например, были случаи, когда исследователи брали образцы крови без согласия людей, вакцинировали несовершеннолетних без согласия родителей, вводили плацебо, не информируя пациентов, ожидающих лечения, и вводили людей в заблуждение, говоря им, что они принимают участие в «проекте», а на самом деле проводили клинические испытания, требующие более строгих стандартов и мер защиты.

Спиритский отец Питер И. Осуджи, преподаватель Центра глобальной этики здравоохранения при Университете Дюкен, заявил на конференции, что исследователи должны считать себя «учеными-активистами».

«Исследования должны включать в себя пропаганду» и быть своего рода «эмансипаторским исследованием», целью которого является свобода, сказал он. Целью посещения маргинализированных или бедных сообществ также должно быть «выражение голосов маргинализированных групп населения и представление их опыта аутентичным способом».

Участники конференции также отметили важность изменения способа обращения к тем, кто принимает участие в испытаниях или исследованиях, называя их «участниками», а не «объектами» или субъектами исследования, чтобы продемонстрировать большее уважение к их правам, свободе действий и достоинству.

Ана Боровецки, клинический фармаколог и токсиколог, член Папской академии, заявила, что большинство проступков и неэтичных действий происходят тогда, когда с людьми обращаются как с объектами.

Например, участники «имеют право на информированное согласие, и это должно быть сделано должным образом», сказала она. К сожалению, «это делается ужасно»: формы информированного согласия сформулированы таким образом, что они не подходят для людей с разным уровнем образования.

Кроме того, исследователи не должны «лгать себе», а должны признать, что их исследования являются «недоказанной терапией» и могут даже нанести вред людям, сказала она.

«Вот почему у нас есть все эти правила и процедуры информированного согласия», — сказала она. И тем не менее, «у нас все еще есть проблемы, потому что мы всегда забываем… и мы должны напоминать себе, что они всегда люди, имеющие право на заботу».