1. Социальная война
  2. Научные достижения
Париж, / ИА Красная Весна

Ученые выяснили, почему операция против ожирения вылечивает от диабета

Изображение: (cc) stevepb
Сахарный диабет

Ключ к пониманию механизма, с помощью которого бариатрическая хирургия, независимо от потери веса, нормализует уровень сахара в крови, нашли французские ученые. Об этом 25 августа сообщается в пресс-релизе французского Национального института здравоохранения и медицинских исследований со ссылкой на научное издание EBioMedicine.

Сахарный диабет 2 типа (СД2) становится все более распространенной патологией, лечить которую непросто. Несмотря на многочисленные современные методики, позволяющие добиться снижения уровня сахара в крови, необходимого баланса все же не удается достичь у значительной части пациентов. Следовательно, поиск новых методов лечения диабета и, в частности, методов улучшения секреции инсулина, является важной задачей медицины.

Еще в 1990-х годах было замечено, что один из видов бариатрической хирургии (т.е. хирургии на желудочно-кишечном тракте с целью снижения веса через ограничение потребления калорий пациентом), а именно, обходной желудочный анастомоз по Ру, может за несколько дней, еще даже до какой-либо значительной потери веса, улучшить или даже устранить СД2. Примечательно, что эффект лечения диабета проявляется только при указанной хирургии, изменяющей анатомию кишечника. Такого эффекта нет, например, при установке желудочного бандажа.

Команда исследователей из университета Сорбонны и парижского госпиталя Питье-Сальпетриер под руководством профессора Фабризио Андреелли приблизилась к пониманию молекулярных механизмов, лежащих в основе этого явления. Работая на моделях мышей с диабетом, а также наблюдая за пациентами, страдающими ожирением и диабетом, ученые показали, что после бариатрической операции в крови как грызунов, так и людей, можно увидеть признаки восстановления баланса сахара и зафиксировать связанные с этим молекулярные процессы.

На подопытных животных ученые показали, что после операции диабет исчезает благодаря увеличению синтеза и секреции инсулина клетками поджелудочной железы, вырабатывающих этот гормон.

Авторы проанализировали экспрессию генов в островках поджелудочной железы, чтобы выяснить, с чем связано такое повышение производства инсулина. Исследователи обнаружили, что 193 генов, важных для регуляции секреции инсулина, нормализовали свою экспрессию после бариатрической операции.

Идя далее, авторы изучили экспрессию небольших молекул — некодирующих микроРНК (mIR), влияющих на работу генов. Анализ 400 mIR, обнаруживаемых в островках поджелудочной железы, показал, что экспрессия 27 из них регулируется бариатрической хирургией. Последующий поиск показал, что четыре из этих 27 mIR оказались важными регуляторами экспрессии связанных с производством инсулина генов бета-клеток поджелудочной железы.

Авторы в своей дальнейшей работе постараются понять, какие сигналы от оперированного кишечника способны воздействовать на указанные регуляторные факторы (на mIR) в бета-клетках поджелудочной железы. Имитирование положительных эффектов бариатрической хирургии на секрецию инсулина путем введения соединений из кишечника может стать перспективным методом лечения.