Замглавы ДУМ РТ приветствовал превращение храма Святой Софии в мечеть

Эдуард Хильдебрандт. Храм Святой Софии в Константинополе. XIX век
Эдуард Хильдебрандт. Храм Святой Софии в Константинополе. XIX век

Политизация решения турецких властей превратить храм Святой Софии из музея в мечеть работает на подрыв векового союза отечественных традиций ислама и православия, заявил первый заместитель главы ДУМ РТ Рустам Батров, 11 июля сообщает «Бизнес online».

«Религиозный Реджеп Тайип Эрдоган вознамерился положить конец возмутительному святотатству и вернуть святыню верующим, которым она принадлежала до прихода к власти кемалистов», — так прокомментировал событие религиозный деятель.

Данное решение в Кремле назвали внутренним делом Турции, а поведение депутатов Госдумы Батров назвал «дешевым популизмом» и попыткой разыграть «постыдную карту националистическо-религиозных настроений». При этом, как считает религиозный деятель, депутаты переступили некую грань.

«Они замахнулись на ценности межрелигиозного мира, а во вторых — на историю, неуклюжее ворошение в которой грозит высвобождением из подземелий прошлого весьма опасных демонов и шкафных скелетов», — считает Батров.

В ответ на высказывания главы ЛДПР Владимира Жириновского который назвал турок «захватчиками», Батров разбирает концепцию «Москва-Третий Рим» и характеризует ее как имперскую и колониальную по сути, хотя изначально старец Филофей вкладывал иное значение в слова «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать».

«Впрочем, суть не в том, чтобы придираться к осведомленности (депутатов) по части исторической фактуры, главная претензия к ним заключается совсем в другом — в том, что они из недр небытия зачем-то воскрешают призрак почившей в Бозе имперской идеи. Сможем ли мы построить крепкую современную демократическую страну, если кому-то в России будет лепиться одиозной образ захватчиков, пользуясь терминологией Жириновского? Полагаю, что нет», — задается вопросом заместитель верховного муфтия РФ.

По мнению Батрова, депутаты своими резкими высказываниями в адрес Эрдогана, в предвыборном запале швырнули багаж добрососедских отношений России с ее важнейшим экономическо-политическим партнером в исламском регионе, а «заодно в топку своих непомерных амбиций тщатся отправить наработки на ниве межрелигиозного согласия, которое всегда чувствительно к всякого рода неосторожным телодвижениям», — охарактеризовал высказывания депутатов Батров.

Напомним, Константин Мангупский (Крымское княжество), последний мангупский князь, был братом Софьи Палеолог и сопровождал её в Москву на брак с Иваном III. Именно он, мангупский князь, предложил Москве стать Третьим Римом и взять византийский герб (двуглавый орел).

Напомним также, что председатель Синодального отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион назвал пощечиной православной церкви и всему мировому христианству превращение турецкими властями собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть.