В Британии предложили заново строить глобальную безопасность

Джордж Фредерик Уоттс. Хаос (фрагмент). 1882
Джордж Фредерик Уоттс. Хаос (фрагмент). 1882
Джордж Фредерик Уоттс. Хаос (фрагмент). 1882

Новые принципы обеспечения контроля над вооружениями в глобальном масштабе предложил советник по национальной безопасности Великобритании Стивен Лавгроув 27 июля конференции, организованной Центром стратегических и международных исследований (CSIS), стенограмма речи была опубликована пресс-службой правительства Великобритании.

По словам Лавгроува, старые способы обеспечения глобальной безопасности перестали работать. Их подорвали, в частности, технологические изменения, благодаря которым изменились военные потенциалы различных видов оружия, не только массового поражения. При этом расширился список стран, которые либо уже владеют высокотехнологичным оружием, либо вскоре овладеют им.

Лавгроув привел пример: в 2001 году крылатыми ракетами владели только три государства, а в настоящий момент они есть на вооружении 23 стран и одного негосударственного субъекта. При необходимость контролировать ядерное, биологическое и химическое оружие не только не исчезла, но усилилась.

В результате, современные лидеры должны «научиться ориентироваться в отсутствии порядка», считает советник. К тому же возможностей по контролю за вооружениями уже недостаточно для обеспечения глобальной безопасности. Исходя из этого, Лавгроув предложил расширить понятие контроля над вооружениями.

Во-первых, он предложил расширить список вооружений, требующих контроля, включив в него кибероружие, низкотехнологичные беспилотники, а также стрелковое и легкое вооружение вместе с химическим и биологическим оружием.

«Это оружие само по себе может не изменить стратегический баланс — хотя жюри все еще не определилось с кибероружием — но оно будет непредсказуемым образом взаимодействовать в рамках более широкой стратегической конкуренции», — отметил Лавгроув.

Во-вторых, он предложил внимательно следить за новыми системами вооружения, которые могут повлиять на стратегический баланс. В-третьих, необходимо продолжать контролировать ядерное оружие, так как список государств, которые им владеют, может продолжать расширяться. Наконец, предлагается следить за развитием боевых ядерных технологий ведущих стран, включая Китай.

Лавгроув также предложил четыре принципа комплексного контроля над вооружениями. Он считает, что необходимо контролировать не только сами вооружения, но и «поведение» стран путем достижения новых договоренностей.

«Нам необходимо установить новые нормы поведения в контексте гибридных и технологических конфликтов, установив красные линии для серой зоны, поскольку она становится новой ареной для стратегической конкуренции», — предложил политик. В качестве примера таких договоренностей он привел отказ Вашингтона от испытаний наземных противоспутниковых ракет.

В качестве второго принципа Лавгроув предлагает расширить число участников диалога о глобальной безопасности за счет широкой группы стран, в том числе, за пределами Европы. Он также считает необходимым вести диалог для «укрепления доверия и противостояния дезинформации» — это третий заявленный принцип.

Наконец, очень важно обновить и усилить меры укрепления доверия.

«Цель мер укрепления доверия состоит в том, чтобы способствовать уменьшению или даже устранению причин недоверия, страха, напряженности и враждебности», — отметил Лавгроув.

Он напомнил, что мир уже ранее столкнулся с подобным вызовом, когда появилось атомное оружие и понадобились новые механизмы сдерживания агрессии.

«На это ушли годы. Но это было возможно. И это было сделано. И это стало возможным, несмотря на наступление холодной войны», — напомнил Лавгроув.