Кургинян: есть украинская история, а есть ее суррогат — украинство
Реальная украинская история — это история, то есть нечто, таящее в себе неожиданности, развилки и прочее. А украинство — это конструкт, пишет философ, кризисный аналитик и лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян в предисловии к циклу статей «Украинство» «Русский вызов» или «русский ответ»? Предисловие «Украинство…», опубликованном ИА Красная Весна.
Сергей Кургинян: «Русский вызов» или «русский ответ»? — предисловие цикла «Украинство…»
Автор пишет, что история народов и человечества вываривается в котле межличностных, межгрупповых и межгосударственных взаимодействий: диалогов, конфликтов, союзов, обособлений. Невозможно вывести это «что-то» из отдельных судеб и биографий — настоящая история делается «ее Величеством Жизнью, а не какими-то „умниками“».
«Вне зависимости от того, кто на самом деле творит историю: классы, как считал Маркс, плотные сообщества, вдохновленные религиозными идеями, как считал Вебер, особо чувствительные группы, они же — нарративы, как считал Тойнби, высший дух, как считал Гегель или кто-то еще, — нормальный исторический процесс содержит в себе огромное количество слагаемых, факторов, элементов. И в этом он подобен термодинамическим процессам, порождаемым случайными столкновениями огромного количества молекул», — пишет Кургинян.
Кургинян отмечает, что в мире существуют конспирологи, утверждающие, будто историю делают тайные общества, которые просчитывают в своих замках и подземельях всё до мелочей. Но исследователи данной монографии, с предисловием к которой знакомится читатель, не только не исповедуют ту или иную конспирологию (она же — теория мирового заговора), «эти исследователи настроены антиконспирологически».
Автор обращает внимание на то, что никто не отрицает наличия истории элитных игр (специстории), которая и в самом деле оказывает определенное влияние на историю. По этой причине исследователи, представившие данный материал, занимаются достаточно плотно и специсторией, противопоставляя ее конспирологии.
«Но данное исследование — и это очень важно оговорить! — не является специсторическим. Ибо оно посвящено не плавному устойчивому историческому процессу, не революционным турбулентностям, не взрывным историко-проектным трансформациям и не подковерным элитным играм. Оно посвящено очень специальному и редко обсуждаемому предмету, называемому „конструкт“», — уточняет Сергей Кургинян.
«Конструкт — это не история как таковая, а ее суррогат. Реальная украинская история — это история, то есть нечто, таящее в себе неожиданности, развилки и прочее. А украинство — это конструкт…»
Читайте подробнее: Цикл статей «Украинство»