Кургинян: Серебренников представляет группы, воспевающие смерть искусства

Изображение: Олег Константинов © ИА Красная Весна
Лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян. Эфир «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым»
Лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян. Эфир «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым»

Режиссер Кирилл Серебренников является представителем так называемой буржуазной богемы, которая воспевает смерть искусства как такового. Об этом заявил лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян, выступая 27 августа в прямом эфире передачи «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1».

Отвечая на вопрос ведущего о причинах столь бурной реакции деятелей искусства на уголовное разбирательство, в котором фигурирует художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, политолог заявил следующее: «Я знаю, что Серебренников представляет определенные группы, определенные круги. Эти круги всё делят на своих и чужих. …Чужим нельзя ничего, а своим можно всё…»

Далее Сергей Кургинян продолжил: «…Меня интересует вопрос — а доколе мы не будем проводить грань, которую давно проводят на Западе: что — искусство, и — не искусство? Перформанс — это искусство? Хеппенинг — это искусство? Вообще-то говоря, всё то, чем занимается Серебренников — это искусство? Ведь люди на Западе, которые этим занимаются, сами оскорбляются, когда это называют искусством, говорят: «мы не искусство». «Машина Мюллер» — это искусство? Существуют определенные группы на Западе и везде, которые стоят на этих позициях смерти искусства».

«Искусство — это такой малый сигнал, который вызывает крупный образ. Когда вместо этого вы какаете на сцене или бегаете голым — это (то есть часть, касающаяся собственно искусства — прим. ИА Красная Весна) уже не интересно... Cильный сигнал это все затмевает <…> Значит есть грань между хеппенингом и всем остальным. Почему эти люди называют себя современным искусством? Они же на Западе за „смерть искусства“, и „смерть искусства“ входит в единое количество „смертей“: истории, этики, семьи и всего остального. Вот эта группа на Западе, которая ведет, за нею волочется наша группа. Это называется буржуазная богема», — отметил политолог.

«Теперь возникает вопрос: государство наше, государственная политика... (мы не говорим о частном бизнесе и т.п.), оно считает, что грань между современным искусством и „неискусством“ — то есть между людьми, которые называют себя „неискусством“ — не должна быть проведена? Наша политика повторяет эту политику буржуазной западной богемы? Для меня та группа, которая поддерживает Серебренникова, помимо всего прочего имеет вот это [вышеназванное] эстетическое антиисторическое измерение. Она поддерживает подобного рода людей, потому что они проводят определенную линию, и эта линия сегодня естественно входит в глубокий конфликт с тем, как видит всё бо́льшая часть российского общества», — заявил Сергей Кургинян.

Напомним, что 23 августа решением Басманного суда города Москвы Серебренников помещен под домашний арест до 19 октября. Обвиняется скандально известный руководитель «Гоголь-Центра» в хищении 68 млн рублей.

Также напомним, что Кирилл Серебренников — режиссер театра и кино, ставший известным благодаря своим скандальным постановкам: «Человек-подушка», «Метаморфозы», «Отморозки», «Идиоты», а также кинолентам: «Изображая жертву», «Юрьев день», «Измена», «Дневник убийцы», «Ученик». В 2012 году стал худруком театра «Гоголь-центр», который был создан после роспуска Серебренниковым МДТ им. Гоголя.