The Conversation примерил процессы крушения СССР на Западный мир
Три этапа, в течение которых вызревал и развивался развал СССР, соотнесли с нынешними западными реалиями. Об этом 16 июня написана статья на портале The Conversation.
Процессы, сопровождавшие развал СССР, автор разделил на три этапа.
На первом, по его мнению, общество незаметно меняется под прикрытием внешней стабильности системы. В СССР таким этапом автор считает провал реформ Хрущева, когда Запад надеялся на либерализацию Советского Союза. Уход Хрущева и ввод в войск в Чехословакию, по его мнению, поставил крест о мечте на «социализма с человеческим лицом». Автор напоминает, что данная риторика очень напоминает западный тезис о «гуманистическом менеджменте».
Вторым этапом он считает период «застоя», когда при внешнем спокойствии внутри советского общества вызревали конфликты, а само общество лишенное цели и надежды, начинало копить внутри себя заряд протеста. Автор задается вопросом, а не показывают ли результаты недавних выборов в таких странах как США, Великобритания и даже Франции, что там уже завершился этот этап.
Автор отмечает, что катастрофа в Чернобыле стала катализатором деструктивных процессов, которую он сравнил с ситуацией с Boeing 737 Max или недавним кризисом с масками.
Третий этап, связанный непосредственно с развалом и хаотизацией процесса, начался в СССР в конце 80-х годов. Данный переходный процесс более менее стабилизировался уже в 2000-х годах. Автор отмечает, что часть исследователей считает, что западное общество уже вступило в данный переходный этап. Он выражает надежду, что крушение, как с Советским Союзом, не является неизбежным финалом данного этапа.