Брат за брата. Как прошла общероссийская забастовка таксистов
Итоги первой полустихийной общероссийской забастовки таксистов против агрегатора «Яндекс.Такси», проходившей со 2 по 4 декабря, подвели 6 декабря «Известия».
Началось с бойкотирования агрегаторов, которые, по мнению таксистов, берут слишком большую комиссию за услуги подключения, выставляя при этом маленький тариф. Предварительную подготовку и координацию водители вели в мессенджерах и соцсетях.
Возможно, поэтому первая забастовка получилась недостаточно организованной, отмечают в межрегиональном профсоюзе работников общественного транспорта «Таксист». И предупреждают, что стихийные забастовки будут продолжаться.
Друг друга забастовщики опознают по стикерам с изображением двух скрещенных в рукопожатии рук и надписью «брат за брата». Штрейкбрехеров просто изматывали ложными вызовами или заманивали в тупики и проводили «разъяснительные беседы».
Однако в «Яндекс.Такси» не заметили негативных последствий забастовки. В компанию, по словам пресс-службы, водительские объединения не обращались.
Профсоюзы считают, что многие проблемы сможет решить законопроект о такси, в котором вводится ответственность агрегаторов за работу таксистов. Хотя для пассажиров при этом расценки вырастут.
Все расходы: аренда автомобиля, бензин, ремонт, мойка, ущерб от ДТП — как правило, лежат на водителе. Средний заработок таксиста в Москве «чистыми» может достигать 50 тысяч рублей в месяц — при работе по 14 часов в сутки, но агрегатор, забирая 25–35%, получает примерно столько же, отмечают профсоюзные активисты.
Из-за таких условий труда среди таксистов наблюдается засилье мигрантов, готовых к ненормированной работе за условно малые деньги — для них 30–40 тысяч рублей намного превышают возможный заработок у себя на родине. Обратной стороной этого стала повышенная аварийность такси, которая за последний год увеличилась почти в два раза.
Напомним, о забастовке таксистов в начале декабря стало известно примерно за месяц. В соцсетях соответствующие сообщества собирали тысячи участников, однако численность реальных пикетов, как правило, не превышала 30 человек. Кроме «Яндекс.Такси» водители предъявили претензии к агрегаторам Uber и Gett.
Отметим также, что многие таксисты давно практикуют сброс вызова в системе учета агрегатора и получение всей или чуть меньшей суммы от клиента без отчислений агрегатору.