Дембельский альбом можно отнести к наивному народному искусству — эксперт
Дембельский альбом как жанр возник после Великой Отечественной Войны, а своего расцвета достиг в 1970–80-е годы, написал заместитель директора Центра исторической экспертизы и государственного прогнозирования при РУДН Борис Якеменко 23 февраля в своем Telegram-канале.
Эксперт решил в День защитника Отечества рассмотреть феномен сублимации в искусстве внешних форм армейской жизни — так называемый дембельский альбом — фотоальбом, с которым военнослужащие срочной службы обычно покидали армию.
«Структура альбома в целом была следующая. На обложку шинельного сукна помещалась надпись: „Память о службе“ и даты. Страницы красились в ровный цвет и расцвечивались цветными брызгами, создаваемыми с помощью зубной щетки и расчески. На них наклеивались фото. Между страницами обязательно помещались „кальки“ — нарисованные на полупрозрачной кальке забавные рисунки, высмеивающие отдельные стороны повседневной солдатской жизни», — написал эксперт.
Якеменко сообщил, что на последней странице альбома помещался вырезанный из газеты приказ министра обороны о демобилизации. Он добавил, что непременной составляющей альбома были стихотворные «эскизы», с помощью которых обозначались ключевые армейские смыслы: «Кто не был, тот будет, кто был, не забудет 730 дней в сапогах», «Кто в армии служил — тот в цирке не смеется», «Кто был студентом — видел юность, кто был солдатом — видел жизнь», «Не тот мужик, кто был женатым, а тот, кто был солдатом», «Солдаты плакать не умеют, они хранят тоску в себе. Их слезы только выступают холодным потом на спине», «Девчонка милая моя, Ты о любви мне говорила… Ведь служба только началась, а ты меня уже забыла» и так далее.
Эксперт пояснил, что дембельский альбом как жанр возник после Великой Отечественной Войны, а своего расцвета достиг в 1970–80-е годы, в самый разгар армейской дедовщины. «Это существенная деталь — обладая массой свободного времени в последние месяцы службы, готовящиеся к демобилизации военнослужащие могли тратить его на подобного рода творчество. Именно тогда возникла даже своеобразная инфраструктура, специализировавшаяся на производстве альбомов. Солдаты первого года службы — фотографы, художники-оформители и так далее — готовили данные альбомы», — подчеркнул Якеменко.
По его мнению, эти альбомы стали первыми страницами в социальной сети прошедших армию, на них, как и сегодня, участники событий, нередко представали не в том виде, в котором были в жизни, украшая себя незаслуженными значками и вычурной формой с аксельбантами, становясь «героями на вынос».
«Именно дембельский альбом становился „выпускным дипломом“ армии, квалификационным свидетельством того, что человек служил и иллюстрацией подробностей службы. Сегодня дембельские альбомы, следуя за временем, переместились в интернет и стали виртуальными», — считает эксперт.
Он добавил, дембельский альбом — это любопытная территория встречи очень своеобразной армейской жизни и художественного творчества, где сталкиваются разные жанры — графика, рисунок, фольклор, живопись, дизайн, фотография, полиграфия.
«Его можно отнести к разновидностям наивного народного искусства. „Канон“ альбома складывался десятилетиями, он очень консервативен и остается почти неизменным до сегодняшнего дня, поэтому представляет интерес для исследователя недавнего прошлого», — отметил Якеменко.