Эксперт: традиции Русского Севера не возрождают постройкой норвежской шхуны
Нельзя возродить самобытные традиции мастеров Русского Севера путем постройки деревянной норвежской шхуны с помощью норвежских специалистов, заявил эксперт в области регионалистики Константин Гайдуков, 11 апреля сообщает ИА Красная Весна.
В Архангельске при поддержке областного правительства и Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (САФУ), Товарищества поморского судостроения, возглавляемого яхтсменом Евгением Шкарубой, началось строительство деревянной шхуны по проекту норвежского судна 1984 года «Матильда».
При этом организатор всего этого дела Евгений Шкаруба заявляет, что данное строительство — это возрождение забытых поморских, то есть северно-русских традиций.
«О каких русских традициях может идти речь, если судно строится по чертежам норвежской „Матильды“, да еще и при курации норвежских строителей?» — задался риторическим вопросом эксперт.
Специалист пояснил, что шхуна «Матильда» (норв. Mathilde) была построена в 1894 году известным норвежским мастером Ола Х. Нерхусом (норв. Ole H. Nerhus, 1840–1931), который прославился строительством быстрых и крепких торговых судов, известных как «Яхты Хардангер», называющихся так в честь фьорда, где была верфь Нерхуса.
В частности, Нерхус знаменит яхтой «Вега», которая была построена в Ольве во фьорде Хардангер в 1892. Яхта имела киль и шпангоутную раму из дуба и предназначалась для перевозки известняка в Арктике.
За свою жизнь мастер построил более ста лодок. В 1898 году на выставке в Осло Нерхус получил награду за выдающиеся достижения в связи с разработкой «Веги», рассказал эксперт.
«Нерхус учился на норвежских верфях в Эльве, которые славились своими традициями кораблестроения с XVII века. И естественно, что данные традиции нельзя отнести к русским. Поэтому не понятно, как проекты известного норвежского мастера соотносятся с нашим Севером», — отметил эксперт.
Также Гайдуков подчеркнул, что в строительстве «Поморской шхуны» по норвежскому проекту задействован не только САФУ, но и Баренцев секретариат, который, в частности, обеспечивал командировку норвежских корабельщиков в Архангельск для выбора леса под судно.
«Напомню, что Баренцев секретариат, как и САФУ, не так давно пытались насадить у нас весьма специфичное поморство, когда некоторые ученые и часть чиновников из САФУ и Баренц секретариата пытались доказать, что поморы — это не русский народ, проживающий на Севере России и потому имеющий черты некоторой самобытной культуры, связанной с морем, а отдельный нерусский этнос „поморы“», — отметил эксперт.
Также он подчеркнул, что примерно 10 лет назад на Русском Севере эта «поморская истерия» с попыткой представить историю Севера, как историю жизни нерусского этноса поморы дошла до такого накала, что на уровне правительства области отмечался Поморский новый год, печатались Поморские сказки на придуманном поморском языке и утверждалось, что есть один поморский народ, живущий по разные стороны моря в Норвегии и России.
«Кстати, тогда ведущую роль в этом поморостроительстве играл Баренцев секретариат и Торвальд Столтенберг, между прочим, почетный доктор САФУ и отец главы НАТО, теперь в этой истории с норвежской Поморской шхуной тоже участвует Баренцев секретариат», — заметил специалист.
Эксперт выразил обеспокоенность, что опять идет подмена понятий и норвежское судно выставляют как поморское, через строительство которого, будто бы будут восстановлены якобы утраченные русские традиции северного кораблестроения.
Традиции русского северного кораблестроения не утрачены, тому подтверждение огромное количество самобытных поморских карбасов, до сих пор используемых в селах Архангельской области, отмечает специалист.
К примеру, настоящий мезенский карбас не так давно был подарен архангельскому Северному морскому музею.
«Наши мастера могут строить и парусники, и проекты сохранились, о чем не так давно заявило само Товарищество поморского судостроения, но они строят „Матильду“, называя ее поморской. Тогда какое поморство возрождает, а вернее воссоздает Евгений Шкаруба?» — задался вопросом эксперт.
Читайте также: Поморский миф