1. Реальная Россия
Москва, / ИА Красная Весна

Телескопы МАСТЕР МГУ помогли астрономам определить тип космического объекта

Изображение: Алексей Карачевцев © ИА Красная Весна
Млечный путь

Наблюдения астрономического объекта, ранее классифицированного как блазар неизвестного типа, и его модель как радиоквазара с плоским спектром представили астрономы Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова совместно с коллегами из Индии и ЮАР, сообщает 1 ноября портал «Научная Россия» со ссылкой на пресс-службу МГУ.

Результаты многоволновых наблюдений, выполненных роботизированной системой телескопов МАСТЕР МГУ, были опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Во Вселенной существуют активные ядра галактик, представляющие собой черные дыры, вокруг которых есть газ и пыль. В процессе поглощения этих частиц черной дырой излучение энергии в размере до 42% массы покоя происходит в виде джетов — узких лучей, направленных в противоположные стороны. В случае, когда Земля расположена по направлению джета, такое активное ядро называют блазаром.

Расположенный на Кавказе телескоп глобальной сети МАСТЕР МГУ 21 февраля 2015 года и 8 сентября 2018 года обнаружил яркие вспышки, а через неделю Южноафриканским большим телескопом (SALT) был получен оптический спектр, позволивший определить расстояние до этого излучающего объекта, которому был присвоен номер NVSS J141922-083830. Расстояние составило около 8 млрд световых лет.

Анализ наблюдений объекта в гамма-диапазоне, собранных за 5 лет до вспышек, а также полученных во время четырех зафиксированных вспышек провела американская обсерватория Fermi-LAT.

Студент кафедры экспериментальной астрономии МГУ Аристарх Часовников пояснил:

«Блазары делятся на несколько подвидов, и до этой работы не было понятно, к какому из них относится NVSS J141922-083830. Однако спектры, полученные телескопом SALT во время вспышек, обнаруженных МАСТЕРом, а также наблюдения в гамма-диапазоне на обсерватории FERMI позволили ученым определить, что это активное ядро является радиоквазаром с плоским спектром».

Завлабораторией космического мониторинга Государственного астрономического института (ГАИШ) им. П. К. Штернберга МГУ, профессор физфака, руководитель проекта МАСТЕР, д. ф-м. н. Владимир Липунов прокомментировал проделанную исследователями работу:

«Полученный сверхширокий спектр, простирающийся на 11 порядков по энергии, хорошо объясняется лептонной моделью с типичными параметрами. Однако нельзя исключать и адронное происхождение высокоэнергетического излучения. Является ли релятивистский фонтан далеко во Вселенной потоком легких частиц (лептонов) или тяжелых частиц (нуклонов) — вопрос пока остается открытым. Однако астрономическая проблема классификации объекта решена».

Отметим, в роботизированной системе телескопов МАСТЕР девять телескопов, расположенных в пяти странах. Это Россия, ЮАР, Канарские острова Испании, Мексика и Аргентина.

Система имеет собственное программное обеспечение, которое обеспечивает реализацию двух ее основных функций, а именно: непрерывное фотографирование всего неба, сравнение между собой снимков, поиск новых объектов с помощью заданных алгоритмов, а также поиск объекта по целеуказанию от телескопа другого диапазона.

Например, всплеск энергии был зафиксирован гамма-телескопом, однако не может дать точные координаты из-за особенностей наблюдения в данном диапазоне. В этом случае он подает сигнал о том, что он обнаружил вспышку и ее примерные координаты.

Тогда телескоп системы МАСТЕР ищет в указанном ему секторе неба выявленный объект в оптическом диапазоне и собирает о нем дополнительные данные.

Аналогичным образом МАСТЕР взаимодействует с гравитационно-волновыми лабораториями и нейтринными обсерваториями, осуществляя таким образом оптическую поддержку практически всех крупных астрофизических экспериментов.