1. Культурная война
  2. События культурной жизни
Москва, / ИА Красная Весна

Московская публика заново открывает для себя музыкальный авангард

Изображение: Д.Рылов
«Студия новой музыки»
«Студия новой музыки»

О русском авангарде как об открытии для себя сказала куратор концерта музыкального авангарда «Революция в звуке» Вероника Белоусова 17 октября в интервью изданию Московский комсомолец.

9 и 14 октября в Москве прошла серия концертов оркестра «Студия новой музыки» со знаковым названием «Революция в звуке».

«Куратором „Революции в звуке“ стал собственно руководитель оркестра, который выступал сегодня, Влад Тарнопольский — человек из академической сферы, полностью сформировавший концепцию этой программы. Как раз русский авангард стал моим личным открытием. Я всегда была далека от академической сцены, и мне было интересно вместе с Владом исследовать эти неизвестные для меня музыкальные пласты», — сказала в интервью Вероника Белоусова, которая также является одним из кураторов этих мероприятий.

На концертах прозвучали такие произведения раннесоветского авангарда, как «Аэрофоническая сюита» Иосифа Шиллингера, симфонический эпизод «Завод» Александра Мосолова, урбанистическая пьеса «Рельсы» Владимира Дешевова, сюита из балета «Болт» Дмитрия Шостаковича, «Камерная симфония №1» Николая Рославца, а также пьеса «Союз рабочих» Луи Андриссена написанная уже в 1975-м году.

Отвечая на вопросы «Московского комсомольца», куратор мероприятия Вероника Белоусова отметила возрастающий интерес как к авангарду, так и к академическому искусству в целом. Однако, по ее мнению, у публики возникают трудности в связи со сложностью и объемом информации.

«Разобраться во всем этом и выловить из этого океана что-то достойное и интересное — сложно. Помочь в этом людям могут именно люди, разбирающиеся в современной музыке, способные анализировать ее и выбирать для слушателей лучшее», — сказала она, отмечая, что «будущее — именно за кураторством».

Комментарий редакции

Великая Октябрьская революция, вне всяких сомнений, повлияла на раскрытие творческого потенциала художников и музыкантов-авангардистов. Необходимо отметить, что авангардистские поиски не были прерогативой раннесоветской школы. Схожие процессы, порожденные истощением классических форм, происходили в других странах Европы. Так, к примеру, в это же время Арнольд Шёнберг полностью отказывается от тональной музыки, изобретая додекафонизм. Дальнейшую судьбу развития музыкального авангарда в XX веке еще только предстоит оценить музыковедам. Однако сегодня уже вполне очевидно, что музыка советского авангарда звучит удивительным контрастом современным постмодернистским веяниям и может служить живительным источником, откуда можно черпать энергию и вдохновение для развития музыкального искусства в веке XXI-м.