logo
  1. Культурная война
  2. Историко-культурное достояние России
Новость, / Санкт-Петербург

Выставка «Мусоргский и музыкальный театр в России» открылась в Петербурге

Выставка «М.П.Мусоргский и музыкальный театр в России». Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека. 17.09.2019Выставка «М.П.Мусоргский и музыкальный театр в России». Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека. 17.09.2019
© ИА Красная Весна

Выставку, в которой материалы о Модесте Петровиче Мусоргском включены в контекст развития музыкального театра России, подготовили в юбилейный год композитора сотрудники Российской национальной библиотеки, сообщает 17 сентября ИА Красная Весна.

Куратор выставки Наталья Рамазанова пояснила, что идея соединить темы возникла в связи с тем, что 2019 год, в котором исполнилось 180 лет со дня рождения Мусоргского, объявлен в Российской Федерации годом театра.

Экспозиция представляет историю русского театра с самых ранних времен, когда появились зародышевые формы музыкального театрального искусства. Начинается выставка с документов из архива русского музыковеда Николая Федоровича Финдейзена, которые хранятся в Российской национальной библиотеке. Это материалы, связанные с выступлениями скоморохов, вертепами — народными кукольными театрами.

Скоморохи Фома и Ерема. Материалы к работе Н.Ф.Финдейзена «Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в.». Дуэт дудки и кувички. Гравюра Л.А.Серебрякова. Вырезка из журнала «Всемирная иллюстрация»Скоморохи Фома и Ерема. Материалы к работе Н.Ф.Финдейзена «Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в.». Дуэт дудки и кувички. Гравюра Л.А.Серебрякова. Вырезка из журнала «Всемирная иллюстрация»
© ИА Красная Весна

Вертепный ящик. Кукла Рахиль в вертепном театреВертепный ящик. Кукла Рахиль в вертепном театре
© ИА Красная Весна

Также можно увидеть материалы по литургическому творчеству и церковным действам — изображения литургических чинов, православных обрядов, сборники служб.

В.Г.Шварц. Шествие на ослятиВ.Г.Шварц. Шествие на осляти
© ИА Красная Весна

Служба Новому лету в Стихираре из нотированного СборникаСлужба Новому лету в Стихираре из нотированного Сборника
© ИА Красная Весна

Выставлены портреты и ноты произведений композитора Франческо Арайи, который написал в середине XVIII века первую русскую оперу на русское либретто, а также других придворных композиторов, приглашенных из Европы. Это Доменико Чимарозо, Джованни Паизиелло, Висенте Мартин-и-Солер, Буальдье Франсуа-Адриен.

Франсуа Буше. ПОртрет Франческо Арайи. Фотокопия В.В.ПресняковаФрансуа Буше. ПОртрет Франческо Арайи. Фотокопия В.В.Преснякова
© ИА Красная Весна

Представлены также русские композиторы, творившие в жанре оперы, например, Евстигней Ипатьевич Фомин, Василий Алексеевич Пашкевич, Дмитрий Степанович Бортнянский, Алексей Николаевич Верстовский, Алексей Николаевич Титов, Катерино Альбертович Кавос и другие.

Портрет и ноты произведений В.А.ПашкевичаПортрет и ноты произведений В.А.Пашкевича
© ИА Красная Весна

Указатель оперных спектаклей, показанных в Москве и Санкт-Петербурге с 1736 годаУказатель оперных спектаклей, показанных в Москве и Санкт-Петербурге с 1736 года
© ИА Красная Весна

Отдельное место уделено рукописям опер, повлиявших на творчество Мусоргского. Это оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Юдифь» А. Н. Серова, «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина и другие. Приводятся портреты первых исполнителей ролей в операх.

Разные исполнители роли Вани в опере М.В.Глинки «Жизнь за царя»Разные исполнители роли Вани в опере М.В.Глинки «Жизнь за царя»
© ИА Красная Весна

Посетители выставки могут сравнить зрительное воплощение одного и того же образа разными исполнителями.

Разные исполнители роли Демона из одноименной оперы А.Г.РубенштейнаРазные исполнители роли Демона из одноименной оперы А.Г.Рубенштейна
© ИА Красная Весна

Часть, посвященная Мусоргскому, включает в себя его портреты, черновики и чистовые рукописи произведений, письма композитора, программы музыкальных вечеров и спектаклей с его участием. Представлен и последний набросок композитора, который назывался «Пугачевщина».

Мусоргский Модест Петрович. Письма Н.А.Римскому-Корсакову от 27 марта 1871 года и Ц.А.Кюи от 15 августа 1868 годаМусоргский Модест Петрович. Письма Н.А.Римскому-Корсакову от 27 марта 1871 года и Ц.А.Кюи от 15 августа 1868 года
© ИА Красная Весна

Мусоргский Модест Петрович. Письмо М.А.БалакиревуМусоргский Модест Петрович. Письмо М.А.Балакиреву
© ИА Красная Весна

М.П.Мусоргский. «Борис Годунов». Сцена «Самозванец у фонтана». Клавир. Отрывок. АвтографМ.П.Мусоргский. «Борис Годунов». Сцена «Самозванец у фонтана». Клавир. Отрывок. Автограф
© ИА Красная Весна

М.П.Мусоргский. «Женитьба». Клавир. АвтографМ.П.Мусоргский. «Женитьба». Клавир. Автограф
© ИА Красная Весна

Завершают выставку материалы о жизни опер Мусоргского после его смерти.

«За подлинного Бориса Годунова». Статья в «Красной газете». 17 марта 1928 года«За подлинного Бориса Годунова». Статья в «Красной газете». 17 марта 1928 года
© ИА Красная Весна

Выставка будет работать до 20 октября.

Напомним, Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года. Он работал в различных жанрах. Был членом «Могучей кучки» — творческого содружества пяти русских композиторов, которые выступали за развитие национального стиля, народности в музыке. Кроме Мусоргского, в «Могучую кучку» входили М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, Н. А. Римский-Корсаков.