Исследование: кошки учатся ассоциировать картинки со словами быстрее детей
Кошки учатся ассоциировать картинки со словами даже быстрее, чем дети. Это означает, что, несмотря на все проявления обратного, наши кошачьи друзья на самом деле могут слушать то, что мы говорим. Это то, что следует из исследования, проведенного Университетом Азабу (Япония) и опубликованного 18 октября в журнале Scientific Reports.
«Я был очень удивлен, потому что это означало, что кошки могли слушать человеческие разговоры и понимать слова без какой-либо специальной подготовки, основанной на вознаграждении», — поясняет Сахо Такаги, специалист по сравнительному когнитивизму из Университета Азабу.
Она и ее команда подвергли 31 взрослую домашнюю кошку тесту, предназначенному для младенцев в возрасте до 14 месяцев. Они поместили каждую кошку перед ноутбуком и показали животным два 9-секундных мультяшных изображения, одновременно проигрывая аудиозаписи, в которых их владельцы четыре раза произносили вымышленное слово.
Исследователи играли бессмысленное слово «керару», когда на экране появлялся растущий и уменьшающийся сине-белый единорог, или «парумо» — растущее и уменьшающееся Солнце. Кошки смотрели и слушали эти эпизоды до тех пор, пока им не стало скучно, о чем свидетельствовало снижение зрительного контакта с экраном на 50%. Затем команда дала животным небольшой перерыв, а затем прокрутила изображения на экране еще четыре раза. Однако в этом раунде произошел неожиданный поворот: половина изображений сопровождалась аудиозаписью с «неправильным» словом: керару для Солнца и парумо для единорога.
Заметно озадаченные, кошки проводили в среднем на 33% больше времени, глядя на экран, когда слышали такие несоответствия. Это признак того, что они научились ассоциировать исходные слова с изображениями, говорит Такаги.
Некоторые кошки даже смотрели на экран с расширенными зрачками. Было приятно видеть, насколько серьезно они отнеслись к эксперименту. Удивительно, но подавляющее большинство кошек выучило каждую ассоциацию «слово-изображение» всего за два 9-секундных «урока». Напротив, большинству 14-месячных младенцев требуется четыре урока по 15 секунд, включая прослушивание каждого слова семь раз за урок, а не четыре.
«Кошки обращают внимание на то, что мы говорим в повседневной жизни, и пытаются понять нас больше, чем мы думаем», — говорит Такаги.
Однако полученные результаты не обязательно означают, что человеческие дети усваивают слова медленнее, чем наши кошачьи друзья, говорит Джанет Веркер, психолог развития из Университета Британской Колумбии, в беседе с журналом Science. Хотя тест был смоделирован по образцу теста, который она и ее коллеги разработали в конце 1990-х годов для детей, в методах все еще существуют заметные различия. Кошки в исследовании Такаги слышали трехсложные слова, произносимые их собственными хозяевами, в то время как дети слышали односложные слова, произносимые с разными интонациями незнакомым голосом.