Малайзийских кинематографистов обвинили в оскорблении религиозных чувств

Изображение: www.piqsels.com
Религиозная школа
Религиозная школа
Религиозная школа

Обвинение в оскорблении религиозных чувств были предъявлены двум малайзийским режиссерам, создавшим запрещенный инди-фильм, затрагивающий тему различий и сходств между конфессиями. Режиссеру Хайри Анвару Джайлани 31 год, продюсеру Тан Мэн Кхенг 36 лет, — им грозит один год тюремного заключения, если их вина будет доказана. Об этом 17 января сообщает UCA News.

Оба не признали себя виновными по обвинению в богохульстве в переполненном мировом суде столицы Куала-Лумпур и были освобождены под залог.

Фильм «Ментега Тербанг» (игра слов на малайском языке, означающая «Бабочка») рассказывает о 15-летней девочке, которая обсуждает загробную жизнь с точки зрения различных религий со своими родителями, пытаясь примириться со своей умирающей матерью.

Фильм подвергся резкой критике со стороны религиозных властей за то, что он противоречит исламскому вероучению в Малайзии, где вопросы, затрагивающие расу и религию, являются очень деликатными.

Фильм был выпущен в 2021 году, но так и не был показан в кинотеатрах Малайзии.

При этом в отделе по делам ислама заявили, что некоторые сцены из фильма противоречат исламским учениям. В сентябре 2023 года кинолента была запрещена к показу министерством внутренних дел.

Его также удалили с гонконгской потоковой платформы Viu в феврале прошлого года. Однако 7 января он оказался доступен для просмотра на платформе YouTube.

В судебных документах, с которыми ознакомилось агентство «Франс Пресс», указывается, что режиссерский дуэт якобы «намеренно намеревался задеть религиозные чувства других людей, произнося слова и помещая предметы в поле зрения человека».

Никаких других подробностей предоставлено не было.

«Это черный день для кинематографистов. Мы будем энергично оспаривать обвинения в суде», — заявил адвокат кинематографистов Н. Сурендран, добавив, что это дело может задушить растущую местную киноиндустрию.

Фил Робертсон, заместитель директора правозащитной организации Human Rights Watch по Азии, назвал обвинения «смехотворными» и призвал власти прекратить дело.

«Преследование Хайри и Мэн Кенга в соответствии с расплывчатым и произвольным законом за так называемое „оскорбление религиозных чувств“ очень ясно показывает, что премьер-министр Анвар Ибрагим и его правительство в корне неспособны защитить свободу выражения мнений», — заявил Робертсон.

Упомянутый дуэт кинематографистов еще не является известным в стране, но уже входит в список многообещающих молодых режиссеров.

В стране с мусульманским большинством цензоры обычно полностью запрещают фильмы или вырезают сцены, связанные с темами, которые они считают деликатными.

Тем временем девять правозащитных организаций, защищающих свободу мнений и их выражения, осуждают уголовные обвинения против создателей фильма.

«Малайзия должна снять обвинения с создателей фильма», — заявили ARTICLE 19, Amnesty International Malaysia, Центр независимой журналистики, Freedom Film Network, «Справедливость для сестер», «Сестры в исламе» и другие правозащитные организации.

В заявлении правозащитных групп говорится, что Хайри был освобожден под залог в размере 6000 малайзийских ринггитов (около $1270 (110 тыс. руб.)), и суд обязал его ежемесячно являться в полицейский участок.

В свою очередь, Тан Мэн был приговорен к выплате штрафа в размере 6500 ринггитов (около $1380 (120 тыс. руб.)) в качестве залога.

«Им обоим было приказано не комментировать публично обвинения до завершения рассмотрения их дел», — заявили правозащитные группы.

Следующее судебное заседание назначено на 14 марта.

Правозащитные группы заявили, что с начала 2023 года создатели фильма «пережили мучительную охоту на ведьм и столкнулись с угрозами со стороны государства, а также со стороны негосударственных субъектов и людей в социальных сетях».

Вместо того, чтобы защитить безопасность и права кинематографистов, власти использовали закон, чтобы наказать их, добавили они.

Правозащитные группы заявили, что положения о богохульстве являются произвольными и открытыми для злоупотреблений, и уполномочивают государственные органы самостоятельно определять параметры религиозного дискурса.

«Группы меньшинств и отдельные лица, придерживающиеся непопулярных мнений, часто подвергаются непропорционально сильным преследованиям и прессингу», — заявили они.

«Подобные предрассудки могут привести к разрушительным последствиям для общества», — предупредили правозащитные группы.