1. Культурная война
  2. Кинопремии и кинофестивали
Берлин, / ИА Красная Весна

Берлинале опубликовало исследование о нацистском прошлом своего основателя

Изображение: Ольга Скопина © ИА Красная Весна
Волк в овечьей шкуре
Волк в овечьей шкуре

Берлинале опубликует результаты независимого исследования о тайном нацистском прошлом основателя Берлинского международного кинофестиваля Альфреда Бауэра, проведенного Институтом современной истории Лейбница (IfZ) по заказу организаторов кинофестиваля, 21 октября сообщает пресс-служба Берлинале.

Сообщается, что Альфред Бауэр помог основать одно из крупнейших кинособытий в мире — Берлинский фестиваль, также он был директором Берлинале с 1951 по 1976 год. Однако в 2020 году, незадолго до 70-летия Берлинале, немецкая газета Die Zeit опубликовала данные о том, что Бауэр солгал о своем неучастии в производстве пропагандистских фильмов для нацистов.

Он работал в киноподразделении, которое создал гитлеровский министр пропаганды Йозеф Геббельс для пропаганды нацистской, расистской и антисемитской идеологии. Сообщается, что Бауэр одобрил фильм «Кольберг» Файта Харлана (1945) — военной драмы, призывавшей население Германии сражаться с союзниками до последнего человека.

В нацистском досье Бауэра его характеризуют как «преданного» члена СА (Штурмовые отряды), военизированного крыла нацистской партии.

Издание напоминает, что после разоблачения Берлинале исключил имя Бауэра из приза Альфреда Бауэра за кинематографические инновации, заменив его на «Серебряного медведя».

В сентябре 2020 года Институтом современной истории Лейбница (IfZ) было проведено предварительное исследование. IfZ делает вывод, что Бауэр не был противником нацистского режима, как он утверждал, а, напротив, способствовал стабилизации и легитимности правительства Гитлера благодаря своей роли в официальной пропаганде. Отмечается, что Берлинале проведет публичную дискуссию данного исследования 2 ноября в Берлине.

Полное исследование под названием «Витрины холодной войны. Новое исследование истории Берлинале в эпоху Альфреда Бауэра (1951-1976)» показало, что Бауэр занимал «значительную должность» в нацистской пропагандистской машине и смог скрыть свое участие, чтобы продолжить карьеру в Германии после Второй мировой войны. Но в отчете делается вывод, что участие Бауэра в Берлинале «не привело к нацистской идеологической характеристике фестивальной программы». Согласно исследованию, одной из задач Бауэра было затаскивать на фестиваль фильмы режиссеров из восточной Европы.

Также пресс-служба сообщает, что до начала Берлинале Бауэр любил показывать фильмы одного из самых известных режиссеров нацисткой пропаганды Карла Риттера, скрыв имя автора, но администрация этому мешала.

Подчеркивается, что «его работа в качестве директора фестиваля не была лишена политики, но вписывалась в новую систему конфликта между Востоком и Западом: соответственно, Берлинале должен был продемонстрировать превосходство западной системы как „витрины свободного мира“ с помощью культурного достояния кино».

Отмечается, что «бывшие сторонники и противники нацистского режима встретились в учредительном комитете Берлинале, работая под наблюдением британских и американских держав-победительниц, чтобы установить на Берлинале новую линию фронта холодной войны».

Согласно сообщению пресс-службы, Бауэр вечно спорил, обладал выдающимся организационным талантом, был привержен к продвижению высококачественных фильмов и обладал широкими международными связями.

Напомним, первый глава Рейхфильминтендант Фриц Хипплер в 1945 году попал в английский плен, получил два года тюремного заключения, после участвовал под псевдонимом в создании документальных и индустриальных фильмов, писал книги и статьи для крайне правой прессы.

Читайте также: Берлинский кинофестиваль закрыл двери для инакомыслящих деятелей культуры

Читайте также: Берлинале поддержал своих друзей на Украине