В НЭТИ разработали новый алгоритм управления электропитанием спутников
Алгоритм управления распределенными системами электроснабжения спутников разработал аспирант кафедры электроники и электротехники Новосибирского государственного технического университета НЭТИ Никита Севостьянов, 3 декабря сообщает пресс-служба университета.
Никита Севостьянов пояснил: «В современных космических аппаратах традиционно применяются централизованные системы электроснабжения постоянного тока. В числе недостатков таких систем — низкие надежность и безотказность». Тогда как распределенные системы этих недостатков лишены, но имеют свой существенный недостаток: низкое качество электроэнергии.
Качество электроэнергии определяется величиной пульсаций напряжения на общей шине электроснабжения. Большие величины таких пульсаций приводят к быстрому снижению ресурса электронных компонентов спутника, которые на орбите заменить невозможно.
Так как в распределенных системах нет единого центра, который бы управлял всей системой, поддерживать высокое качество электроэнергии в них сложнее. Алгоритм, который разработал молодой ученый, как раз и нацелен на преодоление этого недостатка распределенного электроснабжения.
«Алгоритм использует так называемые резонансные регуляторы с высокими коэффициентами усиления на определенных частотах, которые называются резонансными частотами. За счет высокого коэффициента усиления мы можем существенно снизить пульсации напряжения на резонансных частотах, тем самым повысив качество электроэнергии», — рассказал разработчик.
Распределенные системы электроснабжения можно строить из универсальных блоков, что дает возможность производить их серийно, тем самым снизив производственные издержки. Кроме того, за счет более гибкого размещения элементов электросистемы можно существенно снизить массу и размеры спутников, что снизит затраты на их запуск на орбиту.
Как считает автор разработки, алгоритм может применяться также в автономных системах электроснабжения умных домов, в городских сетях постоянного тока, для зарядных станций электромобилей, в сетях городского электротранспорта и других системах электроснабжения.