Историк: пропажа картин из музея Ананьева — феномен дикого капитализма

Изображение: Цитата из м∕ф «Незнайка на Луне». Реж. Юрий Бутырин, Александр Люткевич. 1997. Россия
Мошенники
Мошенники

Сам факт ареста и последующей пропажи картин из музея Ананьева много говорит о роли искусства в обществе дикого капитализма, заявила преподаватель истории искусств Ксения Дивненко, 20 июня в ходе беседы с корреспондентом ИА Красная Весна.

По ее словам, эту ситуацию нужно рассматривать как феномен, ярко характеризующий процессы, которые протекают в постсоветской музейной среде.

«Сложно сказать, кто тут прав, кто виноват, да и нужно ли это? Просто посмотрите со стороны: банк наехал на своих экс-совладельцев из-за денег. Суд постановил арестовать имущество экс-совладельцев Ананьевых. То есть арестовать, в том числе коллекцию картин советского искусства. А далее музей закрывается, а картины пропадают. Кто-то говорит, что полотна были переданы кипрской компании, связанной с супругой Алексея Ананьева. Вот вам и сюжет для очередной криминальной хроники», — рассказала преподаватель.

По ее мнению, самое неприятное в этой истории то, что великие образы советского искусства, образы труда и героизма, антикапиталистические по своей сути, становятся разменной монетой в денежных разборках. Картины эти используют как повод совершить некое действие. И это повсеместно.

Напомним, что в начале июня Институт русского реалистического искусства (ИРРИ), основанный бывшим совладельцем Промсвязьбанка Алексеем Ананьевым, закрылся после того, как Арбитражный суд столицы наложил арест на имущество экс-совладельцев Промсвязьбанка братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых на 283 млрд руб. Так суд удовлетворил исковые требования банка. Были арестованы картины таких авторов, как Исаак Бродский, Александр Дейнека, Александр Герасимов, Георгий Нисский.

18 июня Промсвязьбанк заявил о пропаже арестованных картин из музея Ананьева. Судебные приставы решили проверить арестованные произведения, но не нашли их в хранилищах музея. Согласно показаниям сотрудников ИРРИ, они были переданы музеем в пользу кипрской компании Diolelta Investments Limited, связанной с супругой Алексея Ананьева.

19 июня в музее заявили, что Алексей Ананьев несколько лет назад перестал быть владельцем коллекции картин Института русского реалистического искусства.