Уполномоченный по правам ребенка: нужно возродить в РФ детскую психиатрию
Предложения по преодолению дефицита детских психиатров озвучила детский омбудсмен Анна Кузнецова, сообщает 20 октября пресс-служба Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.
Выступая перед участниками рабочей группы по соблюдению прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, Кузнецова напомнила, что нехватка детских психиатров начала ощущаться после того, как в 1995 года две специальности — психиатр взрослый и психиатр детский — объединили в одну. Плохо повлияла на оказание медицинской помощи детям-сиротам и в целом передача сиротских учреждений в ведение органов социальной защиты.
«После того, как эти учреждения были переданы в ведение социальной защиты, оттуда ушла практически вся медицинская составляющая. Порой этим детям невозможно просто полечить зубы, что уж говорить о врачах-психиатрах, которых там катастрофически не хватает», — подчеркнула Кузнецова.
Поэтому детский омбудсмен предложила во взаимодействии с Министерством науки и высшего образования оценить количество дополнительных мест в вузах, необходимое для покрытия дефицита детских психиатров.
Также Кузнецова считает, что должна быть создана концепция развития детской психиатрии. В концепции предполагается отразить «четкие показатели и темпы развития».
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка обратила внимание и на проблему нежелания родителей обращаться к психиатру из-за страха навредить дальнейшей судьбе ребенка.
«На мой взгляд, когда мы сделаем первые шаги — а это оценка запроса, это решение вопроса о возвращении специальности, — мы решим и эту проблему. Тогда будет понимание, что детский психиатр, прежде всего, помощник нашим детям, и это самое важное», — пояснила Кузнецова.
Отметим, что за последние 3 года в России число психических заболеваний, которые носят инвалидизирующий характер, выросло на 9,9%. Всего, по данным Минздрава, в России в 2019 году насчитывалось более 900 тысяч детей с психическими заболеваниями. Более 50% заболеваний в общей структуре болезней детей с инвалидностью, приходится на заболевания, связанные с психикой: на психические расстройства, расстройства поведения и болезни нервной системы.