Домашний арест — не помеха: Серебренников может получить «Золотую маску»

Изображение: (cc)Col. Hans Landa
Кирилл Серебренников
Кирилл Серебренников

На российскую национальную театральную премию «Золотая маска» номинирован скандально известный режиссер Кирилл Серебренников, находящийся под домашним арестом по делу о хищении, 2 ноября сообщает ТАСС.

Оргкомитет «Золотой маски» пояснил, что Серебренников удостоился такой чести за две своих постановки — оперу «Чаадский» в «Геликон-опере» и спектакль «Ахматова. Поэма без героя» в «Гоголь-центре», которым режиссер руководит с 2012 года.

Номинацию разделил с Серебренниковым его же коллега по «Гоголь-центру» Владислав Наставшев, поставивший спектакль «Кузмин. Форель разбивает лед» по одноименному сборнику стихов русского поэта-символиста Михаила Кузмина. Номинанты премии были отобраны более чем из 800 спектаклей, просмотренных жюри.

В августе 2017 года Кириллу Серебренникову и нескольким его коллегам было предъявлено обвинение по ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). 23 августа режиссеру была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. По версии следствия, режиссер разработал вместе с сотрудниками руководимого им «Гоголь-центра» коррупционную схему, которая позволила похитить из бюджета около 68 млн руб.

Представители либеральной общественности поспешили связать предъявленные Серебренникову обвинения с его «смелыми» и «обличительными» постановками. А артистка Лия Ахеджакова и вовсе провела параллель между руководителем «Гоголь-центра» и Всеволодом Мейерхольдом, который был репрессирован в 1939 году по политическому делу.

В то же время, представители следствия не раз давали понять, что речь идет не о преследовании за творчество и даже не о цензуре, а лишь о финансовой стороне деятельности «Гоголь-центра».

Комментарий редакции

Кирилл Серебренников известен публике не только как режиссер, но и как провокатор от искусства. В своих театральных и кинопостановках он, в частности, профанирует коммунистические ценности (спектакль «Голая пионерка»), воспевает «русскую смерть» (фильм «Юрьев день») и десакрализует тему смерти (фильм «Изображая жертву»). Порнографические приемы и циничные мотивы в творчестве Серебренникова зачастую не уравновешиваются ни самобытной сюжетной линией, ни действительной оригинальностью «нового прочтения», что служит поводом для многочисленных скандалов.

О «неугодности» режиссера говорить тем более некорректно, что Серебренников был до последнего вхож в околовластные круги, а в 2011 году и вовсе поставил спектакль «Околоноля» по одноименному роману Владислава Суркова — тогдашнего заместителя главы администрации президента РФ.