1. Политическая война
  2. Взаимоотношения США и Японии
Токио, / ИА Красная Весна

Байден, Кисида и Юн стремятся институционализировать трехсторонние связи

Изображение: Владимир Чичилимов © ИА Красная Весна
Япония
Япония

Стремление «институционализировать» свои трехсторонние отношения демонстрируют лидеры Японии, Южной Кореи и Соединенных Штатов, сообщает 16 августа The Japan Times.

Очередная встреча на высшем уровне запланирована на эту пятницу в резиденции президента США Кэмп-Дэвид в Мэриленде. Вашингтон уже провозгласил начало «новой эры» в отношениях трех тихоокеанских стран.

В качестве важного шага к тому, чтобы сделать трехстороннее сотрудничество постоянным, президент США Джо Байден, премьер-министр Японии Фумио Кисида и лидер Южной Кореи Юн Сук Ёль договорились проводить трехсторонние встречи на высшем уровне не реже одного раза в год, а также проводить более частые двусторонние встречи, совместные военные учения вокруг Корейского полуострова и активизировать обмен разведданными, в том числе предупреждениями о запусках северокорейских ракет в режиме реального времени.

Ожидается, что страны-союзники продемонстрируют более глубокое сотрудничество в таких секторах, как кибербезопасность, устойчивость цепочки поставок и борьба с экономическим принуждением.

Однодневная встреча — первый самостоятельный саммит трех лидеров, который не проводится в кулуарах отдельного мероприятия — пройдет на фоне постоянно совершенствующихся ядерных и ракетных программ Северной Кореи, а также растущей военной напористости Китая. Оба вопроса будут стоять на повестке дня.

Но в первую очередь ожидается, что саммит сосредоточится на закладке основы для более прочных трехсторонних отношений, способных противостоять политическим изменениям, а именно «на растущем партнерстве между двумя самыми могущественными демократиями в Азии».

«Япония и Южная Корея являются основными союзниками — не только в регионе, но и во всем мире», — заявил госсекретарь США Энтони Блинкен.

На этой неделе высокопоставленный американский чиновник сообщил агентству Рейтер, что Вашингтон ожидает шагов, которые сблизят три страны «в сфере безопасности» и что это «повысит нашу коллективную безопасность».

Отношения между Японией и Южной Кореей начали быстро улучшаться в марте, после того как Юн объявил о разрешении затянувшегося спора об отношениях во время второй мировой. Этот шаг открыл шлюзы для постоянного потока встреч на высоком уровне, включая возобновление «челночной дипломатии», практики, в рамках которой два лидера посетили столицы стран-партнеров в начале этого года.

Кисида мог бы использовать саммит и запланированную двустороннюю встречу с Юном, чтобы сообщить о сроках реализации плана Японии по сбросу очищенной радиоактивной воды с АЭС «Фукусима-1» в океан — тема, которая особенно чувствительна для южнокорейской стороны.

В то время как Сеул сохранил ограничения на импорт различных продуктов из нескольких японских префектур, администрация Юна значительно смягчила свою позицию по этому вопросу, бросив вызов широкой общественной и политической оппозиции. После расследования на месте, проведенного группой экспертов в мае, Юн фактически поддержал спуск радиоактивной воды, заявив, что он «уважает» результаты отчета агентства ООН, который дал зеленый свет японскому плану.

На прошлой неделе в СМИ говорилось, что решение Японии отложить официальное объявление о сливе воды до окончания саммита продемонстрирует уважение к политическому положению Юна, поскольку сообщение перед встречей могло отвлечь внимание от саммита и заставить Юна занять оборонительную позицию в преддверии выборов в следующем году.

Большая заслуга в улучшении отношений между Сеулом и Токио, который управлял Корейским полуостровом как колонией с 1910 по 1945 год, также может быть приписана растущей угрозе со стороны Северной Кореи, обладающей ядерным оружием.

Север провел более 100 испытаний новых мощных ракет и другого оружия беспрецедентными темпами с начала прошлого года, сблизив Японию и Южную Корею через сотрудничество в области безопасности с США.

Интенсивное соперничество США с Китаем также актуализирует саммит. Вашингтон стремится привлечь Сеул и Токио к участию в своем жестком соперничестве с Пекином, поскольку Китай с опаской смотрит на более тесные трехсторонние связи как на способ сдерживания своего подъема.

Хотя во вторник Блинкен прямо не упомянул Китай, он сказал, что усиленное трехстороннее взаимодействие «является частью наших более широких усилий по оживлению, укреплению, сплочению наших союзов и партнерств — и, в данном случае, для реализации общего видения Индо-Тихоокеанского региона как свободного и открытого, процветающего, безопасного, устойчивого и взаимосвязанного».

Помимо повторения этих опасений, совместное заявление трех лидеров, вероятно, затронет необходимость мира и стабильности в Тайваньском проливе.

В частности, любое упоминание о «демократическом Тайване», который Китай называет отколовшейся провинцией, которую необходимо объединить с материком, наверняка вызовет подозрения в том, что укрепленные трехсторонние связи призваны помочь США противостоять Пекину.

«На первый взгляд, США, Япония и Южная Корея сходятся под лозунгом „противодействия растущей ядерной угрозе со стороны Северной Кореи“, но на самом деле всегда видно желание США построить „мини-НАТО“ — трехсторонний военный союз в Северо-Восточной Азии», — писала китайская государственная газета Global Times в редакционной статье от 6 августа.

Но, несмотря на улучшения, достигнутые в трехстороннем формате, эксперты говорят, что отношения между Японией и Южной Кореей остаются хрупкими и что будущие лидеры могут изменить их. Пятничный саммит постарается закрепить достигнутые улучшения, переведя их во что-то более продолжительное.

«Цель этой встречи… состоит в том, чтобы найти способы институционализации достигнутого прогресса, — сказал Кристофер Джонстон, бывший директор Совета национальной безопасности по Восточной Азии при Байдене, — и сделать так, чтобы будущим лидерам в любой из этих стран было труднее уйти от него».