Кургинян: «надзирающий капитализм» возник из убеждения, что человек зол
![Эрнст Фолбер. Трупы французских солдат. 28 февраля 1916](/static/files/0a4076de6ccb.jpg)
Предпосылкой постковидного «надзирающего» капитализма явилось протестантское убеждение в том, что человек зол и неизменяем, и что можно это зло использовать на благо развития. Об этом заявил политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 6 апреля в передаче «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1».
Обсуждая мутации капитализма после появления COVID-19 и всех сопутствующих этому изменений в мире, политолог заметил, что дискуссии по поводу будущего человечества напоминают ему советский анекдот: «Человек потерял деньги, хлопает по карманам: — Нет, нету, Господи! — А в этом-то почему не смотришь? — Боюсь, а вдруг и там нет».
Кургинян убежден, что участникам обсуждений этого постковидного капитализма страшно услышать ответ на главный вопрос: «Какую модель жизни предлагает человечеству капитализм в его той новой форме, которая возникла после ковида, — который уже назвали „надзирающий капитализм“, „капитализм наблюдения“? И является ли эта форма хоть сколько-то человеческой? То есть предполагает ли она человечность жизни как таковую?»
По мнению эксперта, истоки этого «надзирающего капитализма» лежат в свойственном протестантам убеждении, что человек изначально зол и неизменяем, он — «зверь с разумом», и что менять человека бессмысленно. Именно это убеждение и легло в основу капитализма.
В сфере капитализма человечеству и человеку предложено «построить такие рамки и такую жизнь, в пределах которой он, будучи неизменяемым, это зло будет так или иначе использовать во благо».
Грызню всех против всех можно загнать в рамки закона, и за счет этой грызни «история двинется вперед. Вот там будет конкуренция — за счет этого прогресс будет осуществляться». Так объяснил аналитик и философ один из основных принципов капиталистического мироустройства.
Кургинян напомнил о том, что такое «фаустианский» принцип, позволяющий Фаусту использовать Мефистофеля якобы во благо: «Это упование на то, что человека — такого, как он есть — можно поставить в определенные рамки, и тогда его зло будет злом во благо». Освальд Шпенглер назвал человечество, исповедующее этот принцип, «фаустианским».
«Вот это и есть капитализм уже к XIX веку. Он уже сказал, что человека менять не надо. И что, не меняя его и задавая некие рамки, можно будет устроить хорошее общество, очень хорошее. Оно будет мирным, оно двинется вперед, оно будет создавать все большее и большее благосостояние, оно будет выявлять какие-то возможности людей в ходе конкуренции», — разъяснил политолог.
«Чем это кончилось? Первой мировой войной», — подытожил он.