В рамках капитализма человечеству и человеку предложено «построить такие рамки и такую жизнь, в пределах которой он, будучи неизменяемым, это зло будет так или иначе использовать во благо»

Кургинян: «надзирающий капитализм» возник из убеждения, что человек зол

Эрнст Фолбер. Трупы французских солдат. 28 февраля 1916
Эрнст Фолбер. Трупы французских солдат. 28 февраля 1916
Эрнст Фолбер. Трупы французских солдат. 28 февраля 1916

Предпосылкой постковидного «надзирающего» капитализма явилось протестантское убеждение в том, что человек зол и неизменяем, и что можно это зло использовать на благо развития. Об этом заявил политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 6 апреля в передаче «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1».

Обсуждая мутации капитализма после появления COVID-19 и всех сопутствующих этому изменений в мире, политолог заметил, что дискуссии по поводу будущего человечества напоминают ему советский анекдот: «Человек потерял деньги, хлопает по карманам: — Нет, нету, Господи! — А в этом-то почему не смотришь? — Боюсь, а вдруг и там нет».

Кургинян убежден, что участникам обсуждений этого постковидного капитализма страшно услышать ответ на главный вопрос: «Какую модель жизни предлагает человечеству капитализм в его той новой форме, которая возникла после ковида, — который уже назвали „надзирающий капитализм“, „капитализм наблюдения“? И является ли эта форма хоть сколько-то человеческой? То есть предполагает ли она человечность жизни как таковую?»

По мнению эксперта, истоки этого «надзирающего капитализма» лежат в свойственном протестантам убеждении, что человек изначально зол и неизменяем, он — «зверь с разумом», и что менять человека бессмысленно. Именно это убеждение и легло в основу капитализма.

В сфере капитализма человечеству и человеку предложено «построить такие рамки и такую жизнь, в пределах которой он, будучи неизменяемым, это зло будет так или иначе использовать во благо».

Грызню всех против всех можно загнать в рамки закона, и за счет этой грызни «история двинется вперед. Вот там будет конкуренция — за счет этого прогресс будет осуществляться». Так объяснил аналитик и философ один из основных принципов капиталистического мироустройства.

Кургинян напомнил о том, что такое «фаустианский» принцип, позволяющий Фаусту использовать Мефистофеля якобы во благо: «Это упование на то, что человека — такого, как он есть — можно поставить в определенные рамки, и тогда его зло будет злом во благо». Освальд Шпенглер назвал человечество, исповедующее этот принцип, «фаустианским».

«Вот это и есть капитализм уже к XIX веку. Он уже сказал, что человека менять не надо. И что, не меняя его и задавая некие рамки, можно будет устроить хорошее общество, очень хорошее. Оно будет мирным, оно двинется вперед, оно будет создавать все большее и большее благосостояние, оно будет выявлять какие-то возможности людей в ходе конкуренции», — разъяснил политолог.

«Чем это кончилось? Первой мировой войной», — подытожил он.