В школах Финляндии наступление гендерного подхода споткнулось об учителей
Многие учителя в финских школах пока еще не могут или не решаются следовать в своей работе требованию учета гендерного разнообразия. Об этом повествует статья, опубликованная 12 января на сайте телеканала Yle.
В публикации рассказывается, что образовательный и воспитательный процесс в Финляндии еще недостаточно учитывает наличие меньшинств, прежде всего гендерных. В частности, старые и молодые учителя сильно различаются по данному свойству.
В стране еще с 2014 года учебный план настаивает на том, что «базовое образование должно повышать знания и понимание гендерного разнообразия». Кроме того, обучение должно быть гендерным, то есть устранять гендерные практики.
Однако, как сетует автор статьи, не всегда красивые цели реализуются на практике: «Во многих школах разделение девочек на мальчиков все еще живо».
Это приводит к нехорошим, согласно текста, результатам, а именно: только каждый второй учащийся из числа представителей сексуальных меньшинств любит посещать школу, в то время как среди «традиционно ориентированных» таких две трети.
Около 3% молодых людей в школах, согласно опросам Министерства здравоохранения и социального обеспечения, заявили, что они принадлежат к гендерным меньшинствам: к трансгендерам, асексуалам, интерсексуалам или людям, переживающим гендерный конфликт. Кроме них, около 10% отнесли себя к сексуальным меньшинствам, т. е. не являются гетеросексуалами.
Одна из причин негативного состояния, следует из статьи, в том, что учителя, преподающие по 30 лет, не учитывают в своей практике новые требования. Так, в опросе, проведенном Европейским судом по правам человека, четверть финских респондентов в возрасте 15–17 лет заявили, что их обучение вообще не затрагивает вопросы, связанные с сексуальными и гендерными меньшинствами.
«Школьный мир очень похож на то, когда я сам учился в школе. Его конструкции замерзли. Многие учителя считают, что есть только девочки и только мальчики», — тревожно описывает данную ситуацию один из молодых учителей.
Исправлять это нужно, полагают эксперты, начиная с языка. В этой связи предлагается повышать «эмоциональное воспитание и гендерную осведомленность в педагогическом образовании». Но в статье подчеркивается, что успех здесь зависит в значительной степени от собственного интереса учителя.
«Учителя не должны, опасаясь реакции родителей, исключать из своего обучения такое ключевое содержание, как равенство. Тот факт, что юридическая обязательность учебной программы забывается, кажется абсурдным», — такой вердикт выносит один из «продвинутых» учитилей.
Финляндия и сейчас не может похвастаться положительными демографическими характеристиками, а по существующим прогнозам с 2031 года население страны начнет сокращаться. Показатель в 13% подростков, определяющих себя через гомосексуальные гендерные роли, в этом смысле является угрожающим, так как семей с детьми эти молодые люди явно не создадут.
Педагоги очень остро понимают, насколько разрушительной может быть гендерная идеология для детей и их развития и явно оберегают их от этих переживаний. Однако, старые учительские кадры рано или поздно покинут финскую систему образования. Вот тогда и без того удручающая демографическая ситуация в Финляндии может стать катастрофической, и ее не спасет даже постоянный приток иммигрантов.