Либеральные ценности мало привлекают китайскую молодежь — исследование

Китайцы, достигшие совершеннолетия во время экономического бума в стране, в меньшей степени, чем старшие поколения, поддерживают либерально-демократические ценности, что противоречит прогнозам западных политиков и ученых. Об этом пишет 10 декабря газета South China Morning Post (SCMP).
Исследование, проведенное учеными из Китая и Великобритании, показало, что китайцы, родившиеся после 1990 года, «менее склонны поддерживать демократические ценности, чем представители старшего поколения», несмотря на большую экономическую безопасность и «более высокий уровень постматериалистических ценностей».
В статье, опубликованной онлайн-изданием Journal of Contemporary China в воскресенье, 1996 год рассматривается как отправная точка быстрого экономического роста Китая, в результате которого, согласно данным Всемирного банка, ВВП на душу населения в течение следующего десятилетия вырос почти в четыре раза.
Исследователи определили 1990 год как пограничную линию между поколениями, разделяющую две экономические эпохи, полагая, что люди, родившиеся в этот год, будут более восприимчивы к переменам в жизни, начиная с шестилетнего возраста.
Они отметили, что показатели, использованные для определения поддержки демократических ценностей, отличались от «демократии в китайском стиле», пропагандируемой Пекином для описания политической системы Китая как более эффективной, чем западная избирательная версия.
В исследовании оценивались такие переменные, как поддержка свободных и конкурентных выборов национальных лидеров, а также уважение и защита прав личности, наряду с важностью гражданской ответственности.
Исследование показало, что отобранная когорта демонстрировала более сильную тягу к постматериалистическим ценностям, определяемым как больший акцент на автономии, самоуважении и самовыражении. Согласно западным политологическим теориям, такой сдвиг в ценностях должен был привести к усилению поддержки демократических и либеральных принципов.
Однако авторы отметили, что это не относится к поколению китайцев после экономического взлета, чье одобрение демократии было заметно ниже, чем у поколения, жившего до этого периода. Молодое поколение «не распространило свои возвышенные постматериалистические ценности на поддержку демократии и не связало свою неудовлетворенность жизнью с продвижением демократических перемен», утверждают авторы.
Этот вывод, «по-видимому, опровергает любые надежды политических лидеров и наблюдателей за Китаем, особенно на Западе, на то, что непрерывное экономическое развитие Китая приведет к усилению поддержки политической либерализации среди его населения», добавили они.
Ожидания Запада включали веру в то, что с течением времени более сильная поддержка демократических свобод, «в свою очередь, будет способствовать постепенным, но устойчивым политическим изменениям в сторону либеральной демократии» в Китае.
В западных политических кругах и научных кругах, особенно в Соединенных Штатах, широко распространились предположения о том, что граждане Китая, выросшие в более экономически либеральном обществе, могут воспринять западные ценности, основанные на свободе и демократии.
В 2000 году тогдашний президент США Билл Клинтон выразил надежду на то, что это в конечном итоге приведет к фундаментальной трансформации социальной системы Китая. Пекин годами упорно пытался предотвратить такой переход, отмечает SCMP.
Газета обращает внимание также на вывод исследования о распространенности среди китайской молодежи культуры sang и tang ping. И то, и другое отражает менталитет, ориентированный на поддержание жизни с минимальными затратами, а не на академические или профессиональные достижения, что вызывает резкую критику со стороны Пекина, поскольку воспринимаются как угроза экономическому прогрессу.