1. Социальная война
  2. Факты в истории
ИА Красная Весна /

Под ударом стихии. 54 года назад в Ташкенте произошло землетрясение

Кузьма Петров-Водкин. Землетрясение в Крыму. Фрагмент. 1927-1928
Кузьма Петров-Водкин. Землетрясение в Крыму. Фрагмент. 1927-1928

54 года назад — 26 апреля 1966 года в 5:23 по местному времени — в Ташкенте произошло разрушительное землетрясение амплитудой 8 баллов с эпицентром в центре города.

По мнению сейсмологов, сила подземного удара была колоссальной. От полного разрушения Ташкент спасло только то, что очаг землетрясения залегал на глубине от 8 до 3 км под землей. Благодаря этому обстоятельству вертикальные волны не распространялись далеко и быстро затухали.

Землетрясение длилось 10-12 секунд, почва колебалась с частотой 2-3 Гц. Зона максимальных разрушений охватила центр Ташкента и составляла 10 км. В руины были превращены школы, жилые дома, магазины и административные здания — всего более 36 тыс. сооружений. Без крова остались более 300 тысяч жителей Ташкента.

На беду откликнулись все жители Советского Союза. Поэт Андрей Вознесенский написал свое знаменитое стихотворение «Помогите Ташкенту!». В восстановлении Ташкента приняли участие все республики СССР.

«Первыми в узбекскую столицу пришли четыре строительных поезда из Москвы. Уже в мае они на окраине города развернули 16 военно-строительных отрядов, установили первые сотни сборных домов. И к новому 1967-му все пострадавшие были под крышей, никто не остался на улице под дождем и снегом», — сообщает информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы «Столетие».

Государственный архив Узбекистана (Узархив) опубликовал Распоряжение № 1284 Совета Министров РСФСР от 23 мая 1966 года о расселении и трудоустройстве 1000 семей, пострадавших от землетрясения в Ташкенте. Уникальный архивный документ, опубликованный в честь 54-й годовщины землетрясения в Ташкенте, показывает как помогала советская власть пострадавшим от землетрясения в 1966 году жителям. Распоряжение хранится в Национальном архиве Узбекистана, ф. Р-2515, оп. 1, д. 32.

Ташкент стал первым и единственным городом в СССР, где были естественным образом ликвидированы бараки и коммунальные квартиры. Правительством СССР было принято решение не ремонтировать разрушенные здания, а отстроить город с нуля. В период большой стройки, в которой отстраивали город, большинство улиц стали с односторонним движением, строились высотные многоквартирные просторные дома.

Комплекс «Мужество» в Ташкенте. Создан скульптором Дмитрием Рябичевым в честь людей, чья дружба победила стихийное бедствие землетрясения в 1966 году
Комплекс «Мужество» в Ташкенте. Создан скульптором Дмитрием Рябичевым в честь людей, чья дружба победила стихийное бедствие землетрясения в 1966 году

В 1976 году скульптор Дмитрий Рябичев открыл в Ташкенте комплекс «Мужество», посвященный ташкентскому землетрясению. Памятник создан в честь людей, чья дружба победила стихийное бедствие в 1966 году. Образ монумента заключен в изображении куба из черного гранита, который символизирует землю. Через куб проходит раскол, олицетворяющий трагедию. На одной стороне куба вырезана дата 26 апреля 1966 года. На другой стороне высечен циферблат часов со стрелками, указывающими время трагедии — 5 часов 23 минуты.

Читайте также: В Узбекистане вводится штраф за использование русского языка в госорганах

Напомним, в Узбекистане 25 апреля выложен в интернете на официальном портале госуслуг Узбекистана для публичного обсуждения законопоект, по которому запрещается вести документооборот и общение на госпредприятиях не на государственном языке, т. е. не на узбекском. По данному законопроекту должностных лиц привлекают к административной ответственности «за бездействие на государственном языке» и штрафу.

В Ташкенте, Ташкентской области и областных центрах, хотя закон о государственном языке и вышел в 1989 году, почти все заводы и предприятия вели документацию, деловую переписку и общение с сотрудниками исключительно на русском языке. Техническую документацию на химических заводах, авиазаводе (в настоящее время завод ликвидирован), как и на других заводах и предприятиях, официально перевели на узбекский язык, но никогда ее не использовали. Так как в узбекском языке технических терминов никогда не существовало, их придумывали с нуля.