Находка древней саламандры доказала наличие сибирского убежища в эпоху Юры

Изображение: (cc0) Koninklijke Bibliotheek
Саламандра, невредимая в огне

Остатки самой северной некарауридной саламандры, обнаруженной на территории местонахождения Тээтэ в Якутии, доказывают наличие на территории современной Сибири фауны, пережившей вымирание конца юрского периода, следует из совместного исследования палеонтологов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Института геологии алмаза и благородных металлов СО РАН и их коллег из Великобритании и Германии, 2 октября сообщает пресс-служба СПбГУ.

Результаты исследования находки остатков древней саламандры палеонтологи представили в статье «Самое северное местонахождение некарауридных саламандр (Lissamphibia, Caudata) в мезозое», опубликованной в журнале Cretaceous Research.

Динозавровое местонахождение Тээтэ в Якутии является в настоящее время самым высокоширотным местонахождением раннемелового периода (120–140 млн лет назад) в Северном полушарии.

Фауна этого местонахождения в основном представлена реликтами юрского периода (начался 201,4 ± 0,2 млн лет назад, закончился около 145 млн лет назад), которые на других территориях к началу мелового периода уже вымерли.

Хотя местонахождение было открыто еще в 60-е годы прошлого века геологом Вадимом Филатовым, оно оставалось малоизученным до исследований известного якутского палеонтолога Петра Колосова, который провел несколько экспедиций с участием школьников деревни Хоро.

В очередной экспедиции в Тээтэ в 2017–2019 годах приняли участие палеонтологи СПбГУ. Тогда среди других интересных находок были обнаружены остатки двух древних саламандр — земноводных, обладающих способностями к регенерации.

Первой были найдены останки крупной (30–40 см) саламандры. По ее позвонкам ученые определили, что она относится к новому, ранее не описанному роду, рассказал сотрудник кафедры зоологии позвоночных СПбГУ профессор Павел Скучас.

«Вторая саламандра мелкая, около 10 сантиметров, нам удалось обнаружить только несколько ее зубных костей, что не позволяет точно определить ее вид. Однако по своему строению она близка к реликтовой саламандре, возможно, она тоже является юрским реликтом», — добавил Скучас.

Профессор пояснил, что благодаря изучению палеофауны местонахождения Тээтэ стало понятно, что юрские позвоночные жили там и в меловой период, пережив вымирание конца юрского периода.

Это подтверждает гипотезу, что в конце юрского периода на территории Сибири существовала область Великий Сибирский рефугиум (от лат. — убежище), микроклимат которой помог позвоночным, находившимся там, пережить переход к меловому периоду, в то время как на других территориях они вымерли.

Подтверждают существование этого рефугиума находки юрских реликтов, обнаруженные около села Шестаково в Кемеровской области. Там также были обнаружены похожие «пары больших и маленьких саламандр».

Методом компьютерной томографии ученые исследовали нейроваскулярную систему (систему нервов и сосудов) нижней челюсти маленькой саламандры из Тээтэ.

Они обнаружили у нее нерв, связанный с органами боковой линии, — такой, как у животных, проживающих в воде, в том числе у рыб. Это позволяет предположить, что она была мелкой водной саламандрой.

В планах палеонтологов СПбГУ еще одна экспедиция в Тээтэ, которая, как они надеются, поможет им определить видовую принадлежность своей находки. Работу по изучению древних саламандр ученые проводят в рамках проекта «Происхождение и ранние этапы эволюции современных групп хвостатых амфибий».

Ранее ученые СПбГУ изучили в составе международной научной группы самый древний из найденных до настоящего времени целый скелет саламандры.