Какую политику вести в отношении России? В Евросоюзе нет согласия
Какую политику следует вести Евросоюзу в отношении России? Этот стратегический вопрос сейчас обсуждают на высшем политическом уровне в Брюсселе. Кульминацией дискуссии должен был стать саммит Евросоюза 25–26 марта. Но из-за растущего числа заболеваний COVID-19 глава Европейского совета Шарль Мишель решил провести видеоконференцию глав государств и правительств стран ЕС. Об этом пишет 25 марта служба новостей Deutsche Welle.
Поскольку в ЕС на виртуальных встречах предпочитают избегать трудных вопросов, не касающихся пандемии, то тему «стратегическая дискуссия» перенесли на следующий саммит, который состоится в реальном режиме. Тем не менее, сегодня участники встречи обсудят Россию дважды: один раз — на уровне лидеров стран ЕС, второй — вместе с Джо Байденом. Президент США принял приглашение ненадолго подключиться к виртуальному саммиту. По сообщению Белого дома, он затронет и вопрос отношений с Россией.
Как сообщил Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель, по мнению глав МИДов стран-участниц, политику Евросоюза в отношении РФ и далее должны определять пять основополагающих принципов. ЕС принял их в 2016 году в ответ на происходящее в Крыму и Донбассе. В соответствии с первым из них, ключевым условием для существенного изменения отношения Евросоюза к России должна стать имплементация Минских соглашений.
Вторым принципом российского вектора политики ЕС является углубление отношений со странами «Восточного партнерства» и Центральной Азии. Третий пункт стратегии — усиление устойчивости Евросоюза к угрозам, в частности, в вопросе энергетической безопасности или гибридной войны. Наконец, два последних принципа Евросоюза в общении с Россией — это избирательная поддержка общения с Россией по тем вопросам, которые представляют для ЕС интерес, и углубление контактов между людьми в странах ЕС и России, а также поддержка гражданского общества в РФ.
По словам Борреля, принятые ранее пять принципов теперь дополнят тремя типами действий: давать отпор (когда Россия нарушает международное право и права человека); сдерживать (когда она пытается усилить давление на ЕС); вести диалог по вопросам, представляющим для Евросоюза интерес.
Однако опрошенные DW брюссельские эксперты не ожидают, что итогом «стратегической дискуссии» станет кардинальное изменение курса ЕС. «Евросоюзу следовало бы приложить больше усилий для достижения более согласованной политики в отношении России, но мои ожидания достаточно скромные, потому что нет единой позиции среди государств — членов ЕС», — говорит эксперт European Policy Centre Аманда Пол. Самым очевидным примером отсутствия единства она называет проект газопровода «Северный поток — 2».
Эксперт по России из бельгийского Королевского института международных отношений «Эгмонт» Марк Франко также указывает на то, что в Евросовете (куда входят главы государств и правительств стран ЕС) существуют разные мнения об отношениях с Россией.
«ЕС сейчас разъединен, у него нет ни финансовых возможностей, ни средств в сфере безопасности, чтобы вести агрессивную политику в отношении России», — утверждает эксперт. Поэтому главное, что, на его взгляд, должен сделать Евросоюз, это «создать прочную единую внутреннюю позицию, на основании которой можно будет строить что-то большее», приводит DW его мнение.