Слом традиции: в России стали пить кофе больше, чем чая
Суммарное потребление кофе впервые превысило суммарное потребление чая, 14 мая пишет Bloomberg, основываясь на данных Российской ассоциации производителей чая и кофе.
По данным ассоциации, в 2019 году потребление кофе заметно выросло и составило сто восемьдесят тысяч тонн. В то же время потребление чая существенно упало и составило лишь около ста сорока тысяч тонн.
В комментарии изданию Рамаз Чантурия, возглавляющий ассоциацию, объясняет это тем, что чай больше принято пить в домашней обстановке, а кофе — в деловой. Потребление кофе росло по мере роста числа людей, занятых в офисах, и зачастую предпочитающих отдыхать в «хипстерских» заведениях, где принято пить различный алкоголь, а в дополнение к нему и кофе в качестве тонизирующего напитка.
Однако ограничительные меры, вызванные коронавирусной пандемией, привели к тому, что люди, оказавшись дома и не работая или работая удаленно, возвращаются к русской домашней традиции чаепития. Этому же способствует и то, что, по мнению людей, употребление чая с лимоном и имбирем способствует укреплению организма в условиях распространения инфекции.
На основе представленных данных можно сделать неутешительный вывод о происходящих изменениях в бытовой культуре нашей страны. Такая составляющая структур повседневности современного жителя России, как употребление тонизирующих напитков, становится менее русской и более глобалистически стандартной.
Чай и традиции с ним связанные давно и прочно вошли в русские жизнь и культуру. Бытовые традиции чаепития обширны и разнообразны. Но оно нашло много отражений и в отечественном искусстве самых высоких образцов — от пушкинских стихов, до шедевров русских живописцев.
Употребление же кофе прочно ассоциируется с деловыми встречами, официальными мероприятиями и прочими механическими формальностями. Поэтому кофе не может похвастать такой богатой и осмысленной укорененностью в русской культуре. Трудно себе представать картины «Семейство за кофейным столом» или «Кофепитие в Мытищах, близ Москвы» скорее можно представить себе картину типа «Красные от кофе глаза менеджера по продажам в опенспейсе коворкинга накануне дедлайна».