1. За рубежом: реальный мир
  2. Научные достижения
Гётеборг, / ИА Красная Весна

Шведские ученые предложили эффективный метод переработки аккумуляторов

Изображение: (cc0) Министерство энергетики США
Аккумулятор для электромобиля GM Ovonic NiMH Battery Module 90 Ah
Аккумулятор для электромобиля GM Ovonic NiMH Battery Module 90 Ah
Аккумулятор для электромобиля GM Ovonic NiMH Battery Module 90 Ah

Новый эффективный и экологически чистый гидрометаллургический метод извлечения металлов из отработанных аккумуляторов электромобилей разработали ученые Технологического университета Чалмерса в Швеции, 17 октября сообщает пресс-служба университета.

С помощью этого метода из отработанных аккумуляторов электромобилей можно восстановить 100% алюминия и 98% лития, а потери при извлечении никеля, кобальта и марганца сделать минимальными. При этом не требуется использования дорогих или вредных химикатов — основным потребляемым ингредиентом процесса восстановления металлов является органическая щавелевая кислота, которую содержат многие растения.

Аспирант кафедры химии и химического машиностроения Чалмерса Леа Рукетт рассказала о проведенном исследовании:

«До сих пор никому не удалось найти подходящие условия для отделения такого большого количества лития с помощью щавелевой кислоты и одновременного удаления всего алюминия. Поскольку все батареи содержат алюминий, мы должны иметь возможность удалить его, не теряя при этом другие металлы».

Руководитель исследований, доцент кафедры химии и химического машиностроения Чалмерса Мартина Петраникова пояснила основные этапы работы нового метода, исследование которого они выполняли в лаборатории Рукетта по переработке аккумуляторов.

Отработанные аккумуляторные батареи автомобилей измельчались до порошка и растворяли в щавелевой кислоте, новую технологию производства которой из растений, например, ревеня или шпината, они ранее разработали.

«Нам нужны альтернативы неорганическим химикатам. Одним из самых больших узких мест в современных процессах является удаление остаточных материалов, таких как алюминий. Это инновационный метод, который может предложить отрасли переработки отходов новые альтернативы», — говорит Мартина Петраникова о предложенном ими методе.

Традиционная гидрометаллургия использует для растворения металлов аккумуляторов электромобилей неорганические кислоты. После чего из раствора удаляются «примеси», такие как алюминий и медь. После чего отдельными этапами восстанавливаются ценные металлы — кобальт, никель, марганец и литий.

При этом для удаления остаточного алюминия и меди применяются несколько этапов очистки, в результате каждого из которых возможны потери лития.

В новом методе, который разработали исследователи из Чалмерса, порядок восстановления металлов изменен — сначала восстанавливают литий и алюминий, что снижает потери ценного металла.

Подбором параметров процесса растворения исследователи добились, что на первом этапе процесса в кислоте полностью растворяются литий и алюминий, а остальные металлы остаются в «твердом виде». Следующим шагом является разделение алюминия и лития.

«Поскольку эти металлы имеют очень разные свойства, мы не думаем, что их будет сложно разделить. Наш метод — это новый многообещающий путь переработки аккумуляторов, который определенно требует дальнейшего изучения», — считает Рукетт, а Петраникова добавила: «Поскольку метод можно масштабировать, мы надеемся, что в будущем его можно будет использовать в промышленности».

Результаты исследования нового метода разработчики представили в статье «Полное и селективное восстановление лития из литий-ионных аккумуляторов электромобилей: моделирование и оптимизация с использованием щавелевой кислоты в качестве выщелачивающего агента», опубликованной в журнале Separation and Purification Technology.