1. Культурная война
  2. Проведение ЕГЭ в России
Москва, / ИА Красная Весна

Проведение ЕГЭ опять «совершенствуют», сообщил Рособрнадзор

Цитата из м∕ф «А вы, друзья, как ни садитесь…». Реж. Цезарь Оршанский. 1972. СССР
Цитата из м∕ф «А вы, друзья, как ни садитесь…». Реж. Цезарь Оршанский. 1972. СССР

Изменения в проведении ЕГЭ-2019 обсудили в редакции с заместителем руководителя Рособрнадзора Анзором Музаевым, 20 мая сообщают «Известия».

В 2019 году для сдающих ЕГЭ опять изменяются правила, например, вступает в действие запрет на одновременный выбор двух уровней математики: теперь нужно выбрать либо профильный уровень, либо базовый. Но экзамен можно будет пересдать в дополнительный день сдачи в июне, в том числе выбрав другой уровень.

Кроме того, в этом году появилась возможность сдавать ЕГЭ по китайскому языку. Желающих сдавать китайский набралось по стране 289 человек. Однако вузы смогут засчитывать этот ЕГЭ при поступлении абитуриентов только со следующего года.

В восемь пилотных регионов Контрольно-измерительные материалы (КИМы) для ЕГЭ будут направлены в этом году по защищенным каналам интернета в виде зашифрованных файлов. После получения ключа доступа от Рособрнадзора материалы будут напечатаны прямо в аудиториях проведения экзаменов.

В эксперименте будут участвовать Мордовия, Тыва, Ивановская, Ленинградская, Московская, Смоленская, Тверская и Ярославская области. Остальные регионы будут печатать КИМы с дисков.

В восьми пилотных регионах, кроме интернет-доставки КИМов, экспериментально вводится также сканирование работ учащихся сразу после окончания ЕГЭ — на глазах экзаменуемых. «Ни до экзамена, ни после него никто в процедуру вмешаться не сможет. Дети будут следить, как сканируются их работы», — сообщил Музаев.

Представитель Рособрнадзора отметил также, что дети более осознанно стали подходить к выбору дополнительных предметов для сдачи. Хотя традиционно лидирует обществознание, но число выбирающих этот экзамен снижается в сторону естественно-научных предметов. Сдающие ЕГЭ больше стали выбирать информатику, химию и географию, а физика в этом году стоит на втором месте по популярности.

Напомним, Единый государственный экзамен (ЕГЭ) с 2001 года стал постепенно вводиться в России в школах пилотных регионов в качестве альтернативы сдаче школьных экзаменов. С 2009 года все школьники должны сдавать в виде ЕГЭ два обязательных выпускных экзамена по русскому языку и математике для получения аттестата, а также предметы по выбору — для поступления в вуз.

Напомним также, что система ЕГЭ подвергается критике многими педагогическими работниками, так как снижает мотивацию учащихся к получению системных знаний.

Комментарий редакции

«Улучшения» в формате сдачи ЕГЭ, которые ежегодно происходят с подачи Рособрнадзора, по сути, ничего не меняют в данном способе проверки знаний школьников. Образование, цель которого в СССР была — создание всесторонне развитой личности, в нынешней России последовательно превращается в создание квалифицированного потребителя.

Именно потребительское отношение к знаниям приводит к тому, что ученики выбирают для себя только те предметы для изучения, которые «могут пригодиться в жизни», отказываясь от других знаний и, в результате, лишаясь целостной картины мира. Свою лепту в общую деградацию вносят учебные программы, зачастую лишенные системного подхода и межпредметных связей.

Однако чиновники от образования рисуют благостную картину, в том числе за счет снижения уровня оцениваемых знаний. ЕГЭ позволяет манипулировать Контрольно-измерительными материалами, например, уменьшая их сложность. Другой способ — введение пониженной планки знаний, так называемого базового уровня. Этот способ применили при оценке математических знаний учеников.

Бездоказательно утверждается, что якобы не все ученики способны освоить школьный курс математики, потому для них ввели пониженную планку знаний в виде базового экзамена. Для получения аттестата достаточно сдать этот экзамен на «тройку».