Кочарян рассказал, как Карабах выпал из переговоров

Изображение: Антон Картошкин © ИА Красная Весна
Нагорный Карабах (Арцах) Выборы
Нагорный Карабах (Арцах) Выборы

Выбывание Карабаха из переговорного процесса по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта произошло после Лиссабонского саммита 1996 года. Об этом заявил первый президент Карабаха, второй президент Армении Роберт Кочарян 18 сентября на встрече с экспертами по теме урегулирования карабахского вопроса.

Так экс-президент прокомментировал муссируемый тезис о том, что якобы именно он вывел Карабах из переговорного процесса.

«Встречи между президентами Армении и Азербайджана начались с 1991 года. Это был формат, который существовал при всех президентах. И было бы странно, если бы сопредседатели не попытались использовать международные площадки для таких встреч. Следовательно, мои встречи с Алиевым не были новостью. До меня с ним встречался первый президент, с 1991-го, а после меня встречи с Алиевым-сыном продолжил уже третий президент. Когда Карабах выбыл? После Лиссабонского саммита», — заявил Кочарян.

По его словам, этот формат «просто выпал» из переговорного процесса, и Кочарян никого там не заменял. «Я продолжал эти встречи. Очень активный отдельный переговорный процесс начался в 1995 году между советниками президентов Армении и Азербайджана Жирайром Липаритяном и Вафой Гулузаде. Если не ошибаюсь, в 1995–1996 гг. они встречались 11 раз», — отметил второй президент Армении.

При этом Кочарян, занимавший в то время пост президента Карабаха, отметил, что о результатах переговоров всегда сообщали не только ему, но и первому министру иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики, ставшему впоследствии вторым президентом Карабаха, Аркадию Гукасяну.

«Каждый раз об итогах встречи Липаритян рассказывал Аркадию Гукасяну или мне, если я был в Ереване. То есть был отдельный формат, и они принимали. И Липаритян в своих интервью несколько раз говорил: мы видели, что процесс зашел в тупик, но думали, что таким отдельным форматом, возможно, будут найдены некоторые решения. Этот процесс завершился лиссабонскими решениями, и тут Армения осталась просто одна», — подчеркнул Кочарян.

По его словам, у него складывалось впечатление, что переговорщики с армянской стороны попросту не верили в то, что Карабах может быть признан как независимое государство.

«Я несколько раз обсуждал этот вопрос с Липартияном. Последний без сомнения человек большого интеллекта, но я видел, что он не верит в то, что мы сможем достичь поставленных целей. Он просто не верил. Так, по сути, исчез формат», — отметил экс-президент.