1. Культурная война
  2. Смерть деятелей культуры
Токио, / ИА Красная Весна

Скончался известный японский художник Кэйити Танаами

Изображение: chinnian (СС) www.flickr.com
Keiichi Tanaami 田名網敬一 BIRTH AND DEATH BRIDGE 9631372139_435d193911_k
Keiichi Tanaami 田名網敬一 BIRTH AND DEATH BRIDGE 9631372139_435d193911_k

Известный японский художник и графический дизайнер Кэйити Танаами скончался 9 августа в возрасте 88 лет, сообщает 24 августа англоязычная японская газета The Japan Times.

Между его смертью и объявлением о ней прошло немало времени и это имеет своеобразное объяснение.

Танаами умер от осложнений, связанных с миелодиспластическим синдромом, заболеванием, от которого он лечился с конца июня.

Известный своими яркими калейдоскопическими визуальными образами, которые объединяли традиционные японские мотивы с западной поп-культурой, Танаами был ключевой фигурой в послевоенном японском искусстве. Большая ретроспектива его большого корпуса работ под названием «Кейити Танаами: приключения в памяти» открылась в Национальном центре искусств в Токио 7 августа.

Изображение: chinnian (СС) www.flickr.com
Работа Кэйити Танаами
Работа Кэйити Танаами
ТанаамиКэйитиРабота

Танаами родился в 1936 году в Токио, и ему было 9 лет, когда он стал свидетелем разрушительного налета американских военных с зажигательными бомбами на его родной город. Его семья бежала в Ниигату, и когда они вернулись, он вспоминает, что видел разрушенную станцию Мэгуро. Голубое небо, контрастирующее с красной, горящей землей, произвело сильное впечатление на молодого Танаами, и резкое разделение красного и синего позже пропитало его работы.

Тема войны никогда не покидала Танаами, тяготея над его творчеством на протяжении всей его жизни, как явно, так и неявно. Его плоские работы чернил, коллажа и шелкографии, выделяющиеся насыщенным цветом, содержат плотные военные образы — ножи, ракеты, бомбы, пушки, солдат и летчиков-истребителей, а также кровь и органы. Но ужасы масштабного насилия встречаются в его творчестве с юмором и причудами послевоенных лет. Сюрреалистические образы, которые позже будут характеризовать большую часть его работ, уходят корнями в эту раннюю травму.

Танаами был антивоенным, и тень американских атак повлияла на большую часть его творчества. Но он также был одержим американской культурой. Он смотрел американские фильмы в детстве, называл Энди Уорхола главным источником вдохновения и описывал поездку в Нью-Йорк в 1968 году как поворотный момент в своей жизни.

Окончив Musashino Art University в 1960 году, Танаами работал графическим дизайнером, хотя изначально он стремился стать карикатуристом. Постепенно на него повлиял яркий поп-арт, в частности работы Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, карикатуриста Роберта Крамба и плодотворное психоделическое движение 1960-х и 1970-х годов.

Наряду с Ёко Таданори, Танаами стал ключевой фигурой в японском авангарде, размывая границы между высоким искусством и коммерческим дизайном. В 1975 году он стал первым арт-директором Monthly Playboy, японского издания американского журнала Playboy. Он также разрабатывал обложки альбомов для местных релизов популярных групп, таких как Jefferson Airplane и The Monkees.

Работы Танаами этого периода представляли собой пьянящую смесь восточной и западной иконографии с сильным подтекстом провокационного эротизма и гротеска уродливого шоу. Его многогранность как художника была продемонстрирована в исследовании различных медиа, включая его короткие анимации, кино- и видеоработы, прославившиеся своими новаторскими техниками и психоделическими визуальными эффектами.

Танаами не соглашался с идеей, что художник должен быть ограничен только одним жанром; наряду с постерами, картинами, скульптурами и коллаборациями в сфере моды, он также делал анимацию и экспериментальные фильмы.

Работы Танаами выставлялись по всему миру на крупных площадках, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке, Чикагский институт искусств и Музей искусств Иокогамы. Его наследие также представлено в творчестве более поздних поколений художников, таких как Такаси Мураками и Kaws.

Изображение: chinnian (СС) www.flickr.com
Работа Кэйити Танаами
Работа Кэйити Танаами
ТанаамиКэйитиРабота

Танаами был дисциплинированным и невероятно плодовитым, просыпался и ложился каждый день в одно и то же время, чтобы поддерживать свой режим в порядке, и у него не было никаких увлечений, кроме ходьбы. Он был дотошным: в течение 20 лет он вел дневник своих снов и воспоминаний в ярких подробностях.

«Я никогда ничего не переделываю», — сказал он сайту Post-Fake projects, посвященному искусству и культуре. «Я не трачу время на раздумья. Идея приходит в одно мгновение, поэтому лучше всего закончить картину прямо сейчас… Я честен с собой, когда работаю быстро. Картины не прощают ошибок».

Позже Танаами предоставил свои резкие сочетания психологии и чувств ряду модных брендов и дизайнеров, таких как Пол Смит, Прада, Мэри Куант и Джунья Ватанабэ.

Помимо успехов в рекламе и коммерческом дизайне, Танаами постоянно бросал вызов границам художественного выражения и подчеркивал сложности современной жизни. Карьера Танаами в 1980-х и 90-х годах ознаменовалась созданием его самых личных произведений, в которых красочный хаос его раннего стиля уступил место более глубоким размышлениям о памяти и смертности.

Возможно, частью ауры, окружавшей Танаами в его последние годы, когда он начал набирать обороты за пределами Японии, было несоответствие между его физической формой и его искусством: худой пожилой человек в очках и шапочке, казавшийся крошечным на фоне психоделических изображений красочных, ошеломляющих пошлостей рядом с ним. Когда Танаами было 45, у него случился тяжелый приступ туберкулеза, из-за которого он четыре месяца пролежал в больнице. У него были ночные галлюцинации о «Мадонне Порт-Льигата» Сальвадора Дали — и о собственной смерти. «С тех пор я ежедневно навязчиво думал о смерти», — сказал он в интервью 42 года спустя.

«Я не думаю о жизни и смерти в логическом ключе, но концепция „смерти“ стала частью моей жизни. Поскольку она застряла во мне, я не могу отделиться от нее теперь, так что, это как будто я ношу одежду под названием „смерть“, которую я никогда не смогу снять, поэтому у меня нет выбора, кроме как изобразить ее», — сказал он в 2022 году.

Выставка, упомянутая в начале статьи, не задумывалась посмертной, но определенная двусмысленность тревожит. Галерист Танаами, Синдзи Нанзука, не объявлял о его смерти до 20 августа, а это значит, что в течение 13 дней аккаунт его студии в Instagram (организация, деятельность которой запрещена в РФ) продолжал публиковать сообщения о сотрудничестве художника с такими людьми, как Барби, как будто все было как обычно. Теперь, оглядываясь назад, эти посты в социальных сетях, похоже, намекают на тот факт, что Танаами всегда был озабочен смертью — как будто реальность его кончины не имела никакого влияния на фантазии его воображения.

В знак признания его вклада в искусство и культуру Танаами на протяжении всей своей карьеры был удостоен многочисленных наград, включая медаль с пурпурной лентой от правительства Японии в 2013 году.

Галерист Синдзи Нанзука объявив новость о смерти художника, сообщил, что в начале этого месяца состоялись частные похороны, на которых присутствовали только близкие родственники и коллеги. Публичные похороны состоятся позднее.

Выставка «Кэйити Танаами: приключения в памяти» продлится в Национальном центре искусств в Токио до 11 ноября.