Внутрироссийский углеродный налог невыгоден — эксперт
Введение углеродного налога внутри России для ухода от экспортных пошлин в ЕС подвергнет риску отечественных производителей, заявил 18 января ТАСС научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Борис Порфирьев.
По мнению ученого, идея введения внутреннего налогового сбора с целью устранения «недообложенного» евросборами углеродного следа экспортируемых российских товаров, который бы оставался внутри страны, пополняя бюджет, не учитывает связанные с ним значительные риски для отечественного бизнеса. Предлагаемая мера может стать «лекарством, которое хуже болезни», — добавил Порфирьев.
По словам академика, проблема заключается в том, что по оценке ИНП РАН прямой углеродный след поставляемых из России в ЕС товаров составляет 160–170 млн тонн СО2-эквивалента, в то время как углеродный след производящей их промышленности превышает 600 млн тонн.
Таким образом, для защиты выпадающих доходов российского бизнеса от трансграничных налогов ЕС потребуется расширить налогооблагаемую базу в несколько раз до ~1 трлн рублей в год, что в условиях кризиса и стагнации нецелесообразно.
Борис Порфирьев утверждает, что углеродное налогообложение экспортных и преимущественно сырьевых товаров станет экспортной пошлиной, на величину которой потребуется снизить их стоимость, что противоречит требованиям ВТО, поскольку является субсидированием производства. При этом попытка обойти это требование ВТО, вводя внутреннее «углеродное» налогообложение для всей продукции, поставит российских производителей в невыгодное положение по отношению к европейскому бизнесу, «где сфера действия такого налога ограничена».
Ранее Анатолий Чубайс, назначенный спецпредставителем президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития, заявил о грубейшей ошибке российских властей, которые не ввели внутренний углеродный налог. По мнению Анатолия Чубайса, в результате введения ЕС углеродного сбора на импорт товаров в рамках «Европейского зеленого курса» российский бизнес будет платить экологический углеродный налог в европейскую, а не в российскую казну.