Иран согласился прекратить вооружать хуситов в Йемене — WSJ

Орас Верне. Переговоры арабских вождей. 1836
Орас Верне. Переговоры арабских вождей. 1836
Орас Верне. Переговоры арабских вождей. 1836

Иран согласился прекратить тайные поставки оружия своим союзникам—хуситам в Йемене в рамках заключенной при посредничестве Китая сделки по восстановлению дипломатических отношений с Саудовской Аравией, 16 марта пишет The Wall Street Journal со ссылкой на официальных лиц в США и Саудовской Аравии.

Подписание соглашения может придать новый импульс усилиям по прекращению одной из самых длительных гражданских войн в регионе.

В течение многих лет Саудовская Аравия и Иран поддерживали противоборствующие стороны в йеменском конфликте, разжигая войну, которая имела катастрофические гуманитарные последствия и вышла за пределы страны, поскольку силы хуситов наносили ракетные и беспилотные удары по саудовскому королевству.

По словам официальных лиц США и Саудовской Аравии, если Тегеран прекратит вооружать хуситов, это может оказать давление на группировку боевиков, чтобы добиться соглашения о прекращении конфликта.

После того, как Саудовская Аравия и Иран объявили о соглашении о восстановлении дипломатических отношений через семь лет после их разрыва, официальные лица обеих стран заявили, что Иран будет оказывать давление на хуситов, чтобы они прекратили нападения на Саудовскую Аравию. Один саудовский чиновник заявил, что королевство ожидает, что Иран будет соблюдать эмбарго ООН на поставки оружия, призванное предотвратить попадание оружия к хуситам. Прекращение поставок оружия может затруднить боевикам нанесение ударов по королевству и захват новых территорий в Йемене.

Официальные лица США и Саудовской Аравии заявили, что хотят посмотреть, выполнит ли Иран свою часть сделки, поскольку Тегеран и Эр-Рияд продолжают реализацию планов, изложенных в соглашении, по возобновлению работы своих посольств через два месяца.

Соглашение о возобновлении саудовско-иранских отношений “придает импульс перспективе [йеменской] сделки в ближайшем будущем», в то время как подход Ирана к конфликту станет “своего рода лакмусовой бумажкой» для успеха дипломатической сделки, заключенной на прошлой неделе, сказал один американский чиновник.

Ханс Грундберг, специальный посланник ООН по Йемену, вылетел в Тегеран ранее на этой неделе, чтобы обсудить роль Ирана в прекращении войны, а затем в Эр-Рияд. Тим Лендеркинг, специальный посланник США по Йемену, встретился с саудовскими официальными лицами в Эр-Рияде 15 марта, чтобы предпринять еще одну попытку активизировать зашедшие в тупик мирные переговоры.

По словам официальных лиц, главным приоритетом является заключение соглашения о продлении режима прекращения огня, который действует в Йемене уже почти год. Официальное перемирие истекло в октябре, но соперничающие группировки продолжают в значительной степени соблюдать условия, при этом резко сократились авиаудары военной коалиции во главе с Саудовской Аравией, воюющей в Йемене, и трансграничные нападения хуситов.

Дипломаты стремятся заключить новую сделку по продлению режима прекращения огня до начала Рамадана на следующей неделе, хотя официальные лица США заявили, что соблюдение такого срока было сложной задачей.

Если оно состоится, дипломатическая сделка, заключенная при посредничестве Пекина, может изменить региональную динамику, предоставив Китаю большее дипломатическое влияние в Персидском заливе, сведя на нет влияние Америки, подорвав глобальные усилия по изоляции Ирана и охладив усилия Израиля по развитию открытых политических связей с мусульманскими странами по всему миру.

Йемен находится в центре спора между Ираном и Саудовской Аравией.

Один из главных вопросов по мнению WSJ, оставшихся без ответа, заключается в том, имеет ли сделка поддержку со стороны иранских военных. Могущественный Корпус стражей исламской революции страны не прокомментировал сделку, заключенную на прошлой неделе с Саудовской Аравией — молчание, которое вызвало обеспокоенность у официальных лиц США и Саудовской Аравии, которые сомневаются, будут ли военные выполнять обязательства, взятые политическими лидерами Ирана. Гвардейцы часто выбирают свой собственный курс независимо от публичной позиции правительства.