Древнее извержение вулкана Тоба разрушило озоновый слой

Изображение: (сс) Andrey Samsonov
Озеро в кратере вулкана Тоба

Катастрофическое падение уровня атмосферного озона в тропиках, вызванное извержением супервулкана Тоба, расположенного в современной Индонезии, может быть причиной сокращения численности человеческой популяции примерно 60-100 тысяч лет назад, предположили ученые в исследовании, опубликованном 12 апреля в журнале Communications Earth & Environment.

Крупные извержения вулканов выделяют газы и пепел, которые создают ослабляющий солнечный свет аэрозольный слой в стратосфере, вызывая охлаждение на поверхности Земли. Эта «вулканическая зима» имеет множество побочных эффектов, таких как охлаждение океанов, продолжительные явления Эль-Ниньо, неурожаи и болезни.

Ученые исследовали уровни ультрафиолетового излучения после извержения вулкана Тоба, используя климатическую модель ModelE, разработанную НАСА GISS в Институте космических исследований Годдарда. Они смоделировали возможные последствия извержений различных размеров.

«Озоновый слой препятствует высокому уровню вредного ультрафиолетового излучения, достигающего поверхности, — сказал Сергей Осипов из Института химии Макса Планка. — Чтобы генерировать озон из кислорода в атмосфере, необходимы фотоны, чтобы разорвать связь O2. Когда вулкан выделяет огромное количество диоксида серы (SO2), образующийся вулканический шлейф поглощает ультрафиолетовое излучение, но блокирует солнечный свет. Это ограничивает образование озона, создавая озоновую дыру и повышая вероятность ультрафиолетового стресса».

Модель предполагает, что облако Toba SO2 истощило глобальный уровень озона на целых 50 процентов. Кроме того, ученые обнаружили, что воздействие на озон является значительным даже при относительно небольших сценариях извержения. Возникающие в результате опасности для здоровья от более высокого уровня ультрафиолетового излучения на поверхности значительно повлияли бы на показатели выживаемости людей.

«Воздействие ультрафиолетового стресса может быть похоже на последствия ядерной войны, — отметил Осипов. — Например, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность морской среды снизятся из-за воздействия ультрафиолетовой стерилизации. Выход на улицу без защиты от ультрафиолета приведет к повреждению глаз и солнечному ожогу менее чем за 15 минут. Со временем рак кожи и общее повреждение ДНК привели бы к сокращению численности населения».