Психолог объяснил, почему запрещенные японские анимэ опасны для подростков
Ребенок, подсознательно ассоциируя себя с главным героем анимэ, совершающим зло и не получающим за это наказание, начинает ему подражать, пояснил эксперт Санкт-Петербургского института независимой экспертизы и оценки, доктор психологических и медицинских наук Василий Белов, сообщает 22 января интернет-издание 47 News.
Колпинский районный суд Петербурга 20 января запретил на территории России прокат анимэ-мультфильмов «Тетрадь смерти», «Эльфийская песнь», «Токийский гуль» и «Инуяшики», которые размещены на четырех сайтах. Заседание суда с просмотром анимэ состоялось после серии происшествий в Петербурге со школьниками, которые могли привести к смерти подростков. Шестиклассник подражал одному из героев анимэ, а трех девочек спасли после того, как матери двух получили предсмертные записки от дочерей.
Белов отметил, что раньше дети узнавали информацию о добре и зле от родителей, бабушек и дедушек. Сегодня изменился процесс распространения информации, ее можно с помощью современных технологий получить в интернете. При этом в большинстве случаев рядом нет взрослых, которые бы разъясняли, что такое хорошо, а что — плохо.
«Большую часть кризисов мы переживаем в детстве. Это у нас с вами сейчас девять видов психологической защиты. Можно сказать, мы как в танке. У детей такой защиты нет», — пояснил эксперт и подчеркнул, что чем младше ребенок, тем более он подвержен внушению.
«Подсознательно он ассоциирует себя с главным героем и начинает ему подражать. Обычно это персонаж с ярким эмоциональным образом. В „Тетради смерти», например, главный герой — лучший школьник Японии и сын полицейского», — сказал Белов. Он подчеркнул, что для манипуляции используется энергия смерти, совмещенная с яркими картинками и действием.
«В сюжетах аниме стирается барьер — за агрессию и зло, инцест и любое другое девиантное поведение героев не наказывают. На экранах возникают герои с семью жизнями — они падают с крыш, потом снова появляются. Модель поведения примитивная: „захотел-услышал-сделал“. В голове ребенка пазл складывается за счет картинок, а мы в итоге получаем общество садистов и убийц», — сделал вывод эксперт.
По мнению Белова, манипулировать подростками с помощью мультфильмов легче, чем с помощью художественных фильмов. «В фильмах все-таки на экране живые люди, там четкие понятия о жизни и смерти, добре и зле. В мультфильмах же все более обобщенное, как будто это игра. Кот может говорить, мышь — драться. В голове возникает раздвоение — ребенок не может сопоставить, что реально, а что нет. Этим и пользуется опытный манипулятор», — сказал психолог.
Сравнивая современные мультфильмы с советскими, Белов отметил, что «в новых мультиках вообще все приоритеты перевернуты». «Раньше добро было четко разграничено со злом. Теперь же если победил, значит, ты добрый», — сказал он.