Психолог объяснил, почему запрещенные японские анимэ опасны для подростков

Цитата из анимэ «Тетрадь смерти», автор Цугуми Оба. 2003, Япония
Цитата из анимэ «Тетрадь смерти», автор Цугуми Оба. 2003, Япония

Ребенок, подсознательно ассоциируя себя с главным героем анимэ, совершающим зло и не получающим за это наказание, начинает ему подражать, пояснил эксперт Санкт-Петербургского института независимой экспертизы и оценки, доктор психологических и медицинских наук Василий Белов, сообщает 22 января интернет-издание 47 News.

Колпинский районный суд Петербурга 20 января запретил на территории России прокат анимэ-мультфильмов «Тетрадь смерти», «Эльфийская песнь», «Токийский гуль» и «Инуяшики», которые размещены на четырех сайтах. Заседание суда с просмотром анимэ состоялось после серии происшествий в Петербурге со школьниками, которые могли привести к смерти подростков. Шестиклассник подражал одному из героев анимэ, а трех девочек спасли после того, как матери двух получили предсмертные записки от дочерей.

Белов отметил, что раньше дети узнавали информацию о добре и зле от родителей, бабушек и дедушек. Сегодня изменился процесс распространения информации, ее можно с помощью современных технологий получить в интернете. При этом в большинстве случаев рядом нет взрослых, которые бы разъясняли, что такое хорошо, а что — плохо.

«Большую часть кризисов мы переживаем в детстве. Это у нас с вами сейчас девять видов психологической защиты. Можно сказать, мы как в танке. У детей такой защиты нет», — пояснил эксперт и подчеркнул, что чем младше ребенок, тем более он подвержен внушению.

«Подсознательно он ассоциирует себя с главным героем и начинает ему подражать. Обычно это персонаж с ярким эмоциональным образом. В „Тетради смерти», например, главный герой — лучший школьник Японии и сын полицейского», — сказал Белов. Он подчеркнул, что для манипуляции используется энергия смерти, совмещенная с яркими картинками и действием.

«В сюжетах аниме стирается барьер — за агрессию и зло, инцест и любое другое девиантное поведение героев не наказывают. На экранах возникают герои с семью жизнями — они падают с крыш, потом снова появляются. Модель поведения примитивная: „захотел-услышал-сделал“. В голове ребенка пазл складывается за счет картинок, а мы в итоге получаем общество садистов и убийц», — сделал вывод эксперт.

По мнению Белова, манипулировать подростками с помощью мультфильмов легче, чем с помощью художественных фильмов. «В фильмах все-таки на экране живые люди, там четкие понятия о жизни и смерти, добре и зле. В мультфильмах же все более обобщенное, как будто это игра. Кот может говорить, мышь — драться. В голове возникает раздвоение — ребенок не может сопоставить, что реально, а что нет. Этим и пользуется опытный манипулятор», — сказал психолог.

Сравнивая современные мультфильмы с советскими, Белов отметил, что «в новых мультиках вообще все приоритеты перевернуты». «Раньше добро было четко разграничено со злом. Теперь же если победил, значит, ты добрый», — сказал он.