1. Социальная война
  2. Новости образования
Париж, / ИА Красная Весна

Университетская реформа во Франции вызвала акции протеста

Изображение: Грук Андрей © ИА Красная Весна
Эйфелева башня. Париж, Франция
Эйфелева башня. Париж, Франция

Тысячи студентов и старшеклассников, их преподаватели и учителя, члены различных профсоюзов вышли на улицы Парижа выразить протест против новой университетской реформы, находящейся на рассмотрении в парламенте правительства по предложению Минобра Франции, 5 февраля сообщает Le Monde.

В издании пишут, что суть реформы состоит в следующем: она убирает существовавший ранее лотерейный отбор в ВУЗы для абитуриентов и вводит критерии, которые, по замыслу авторов, должны отсеять тех претендентов, кто в них не впишется. Критерии же таковы: для юристов при поступлении в ВУЗ важны «логические способности», для физиков «научные компетенции», «умение писать сочинения» для филологов.

Также сообщается, что ВУЗы будут опираться на школьные оценки претендентов, их мотивационное письмо, где будет говориться, почему будущий студент хочет учиться в том или ином ВУЗе, а также рекомендации его преподавателей из старших классов. Данные требования будут установлены на национальном уровне, но в разных вариантах в зависимости от уровня учебного заведения. Выпускникам, не прошедшим отбор в ВУЗ, будут предложены дополнительные курсы.

Как сообщило министерство образования Франции, цель у данной реформы проста — сократить неуспеваемость первокурсников, которая достигла 60%.

Однако с такими целями не согласны протестующие и члены профсоюзов. К примеру, глава профсоюза работников системы высшего образования SnesupFSU Эрве Кристофоль заявляет, что правительству стоило бы направить финансирование на создание новых 80 тыс. мест для студентов, т.к. «в этом году восемь миллионов заявок отправят во все вузы, в которых сейчас 670 тысяч мест. Мы не за лотерею и не за отбор. Мы — за увеличение количества мест в высших учебных заведениях», — говорит Кристофоль.

Беатрис Гютерез, преподавательница и член профсоюза Sud-Education считает, что университетская реформа нарушает право свободного доступа к высшему образованию: «Людей со скромным достатком лишат права на образование, которое имеют все… Высшее образование стало массовым, все больше и больше учеников имеют диплом о среднем образовании (BAC), но в вузах не открывают новых рабочих мест для преподавателей».

Также издание сообщает, что предполагается снизить количество школьных выпускных экзаменов с еще существующих десяти-пятнадцати до четырех-пяти. Предметы, лишенные экзаменационной проверки, будут оцениваться в течение учебного периода. Тем самым диплом о среднем образовании, имеющий национальный статус, как считает глава профсоюза студентов UNEF Лила Ле Ба, «…станет просто аттестатом об окончании школы и перестанет быть национальным дипломом».

Будущий итог таких реформ подытожил преподаватель и профсоюзный деятель Эрве Кристофоль. По его мнению, диплом о среднем образовании, потеряв национальный статус, «создаст конкуренцию между всеми школами», при которой ВУЗы будут смотреть, из какой школы выпускник, и если он окажется из неблагополучной школы, то он будет подвергнут отбору.

Напомним, что, по данным центра OpinionWay, почти 80% французских старшеклассников хотят реформирования выпускных экзаменов и диплома о среднем образовании, однако около 60% считают, что новые реформы усилят неравенство между школами.