Греческий профессор: внешняя политика Турции — этап развития неоосманизма

Рассмотреть внешнюю политику Турции с точки зрения идеологии неоосманизма призвал ассоциированный профессор кафедры Международного права и внешней политики афинского университета «Пантеон» Ангелос Сиригос 20 января в статье, опубликованной в издании Kathimerini.

Профессор обратил внимание на беспокойство Турции по трем вопросам: планы прокладки трубопровода EastMed, создание Грецией трехсторонних политических союзов совместно с Республикой Кипр и разработка углеводородов на шельфе Кипра. Он предлагает задаться вопросом, почему эти темы так беспокоят Турцию.

По мнению профессора, трубопровод EastMed не может угрожать лидирующему положению Турции в транспортировке газа с Востока в Европу. Более того, этот проект существует с 2011 года, а его карты были опубликованы в турецких изданиях, связанных с МИД Турции.

Трехсторонние союзы Греции и Кипра также не представляют военной угрозы Турции, а лишь являются вынужденной мерой на конфликт Турции и Израиля с 2010 года.

В то же время желание Турции участвовать в разработке Кипром месторождений углеводородов на южном шельфе понятно. Однако свои претензии Турция оформляет юридически бесперспективным способом. Вместо того, чтобы подавать их от лица турок-киприотов, что могло бы иметь основания, они подаются от имени самой Турции.

Ответ на эти парадоксы Сиригос предлагает искать в понимании внешней политики, которую проводит президент Турции Реджеп Эрдоган, как неоосманизма. «Эрдоган с самого начала показал, что хочет оказывать влияние за пределами границ своей страны», — отмечает исследователь.

Основа этой политики, считает Сиригос, лежит в идее неоосманизма. Она началась с поиска османских «остатков» на Балканах. Когда это не удалось, Эрдоган перешел к принципу «голубой родины» (Mani Vatan) и объявил восточное Средиземноморье своего рода «жизненным пространством» (lebensraum).

Читайте также: Профессор в Афинах объяснил, чего добивается Эрдоган в Ливии

Именно с этих позиций, полагает аналитик, Турция будет действовать на этой территории, рассматривая международное право лишь как внешнее обстоятельство. Переговоры же с Грецией Турция воспринимает как подготовку к принятию Средиземноморья как «голубой родины».

С этих же позиций Сиригос предлагает понимать политику Эрдогана в Ливии.

Напомним, Османская империя существовала с 1299 по 1922 год. В период своего расцвета это было многонациональное государство, граничащее с королевством Венгрией, Речью Посполитой, Йеменом и Алжиром.

Отметим, согласно заявлению турецкого МИД, Турция собирается делиться с греческим Кипром доходами от добычи газа, разведку которого Турция проводит на южном шельфе Кипра. Доля, причитающаяся Кипру, при этом не указывается. В качестве обоснования своих действий Турция приводит в том числе права турок-киприотов.

Отметим также, в начале 2019 года Турция провела военные учения под названием Mavi Vatan — 2019. В сентябре 2019 года были опубликованы фотографии Эрдогана на фоне карты с надписью «Голубая родина, 462 000 кв. км», на которой голубым цветом была выделена значительная часть Средиземного и Черного морей, не включающая южный шельф Кипра. Отметим, площадь современной Турции составляет 784 тыс. кв. км, площадь Османской Империи достигала несколько миллионов квадратных километров.