Эксперты назвали проблемы в связи с отправкой белорусского калия в порты РФ

Изображение: (сс) Mick Crawley
Удобрения в полях
Удобрения в полях

В России не хватает портовых мощностей даже для собственных удобрений, но возможен вариант отправки калия в контейнерах, сообщили эксперты, опрошенные 3 февраля сетевым изданием «47news».

«Литовские железные дороги» с 1 февраля расторгли контракт на поставки белорусского калия в порт Клайпеда, откуда ранее товар шел в Латинскую Америку, Индию и Китай. Премьер-минстр Белоруссии Роман Головченко заявил, что все калийные удобрения отправлены в российские порты.

Отмечается, что объем отправляемого белорусами калия составлял около 10 млн тонн в год. При этом в 2021 году все порты Петербурга и Ленинградской области погрузили на суда 12,6 млн тонн удобрений, из них 6,6 млн тонн — на «Балтийском балкерном терминале» в Петербурге 3,4 млн тонн на «Европейском серном терминале» в Усть-Луге. Участники рынка отмечают, что это предел, и им не известен ни один морской терминал в российских портах Балтийского моря, способный погрузить на суда дополнительные 10 млн тонн калийных удобрений в год.

«„Балтийский балкерный терминал» в петербургском порту загружен под завязку — его мощности не хватает для перевалки продукции собственного хозяина ПАО „Уралкалий». «Ультрамар» в Усть-Луге не заточен под калий, и контрактов у него уже больше, чем возможностей. Не забывайте также, что он не достроен, а принимать огромный объем нового груза на фоне действующей стройки нереально», — сообщил директор по направлению «Логистика и аналитика» ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин.

Как сообщает издание, в Ленинградской области есть три компании, заявившие о планах по перевалке удобрений, но им необходимо для этого построить терминалы. Компании «Ультрамар» и «Еврохим» в Усть-Луге, а также «Приморский УПК» в Приморске собираются построить терминалы к 2024 году.

Участник рынка, просивший не называть себя, высказал предположение, что белорусский калий может быть отправлен не навалом, а контейнерами. Он предложил обратить внимание на очень плохо загруженные контейнерные терминалы в Усть-Луге.

«Рискну предположить: найдутся умельцы, которые запакуют белорусский калий в биг-бэги (плотный, огромный мешок), сунут их в контейнеры и благополучно отправят на экспорт на морских контейнеровозах. Да, это дороже, вместе с удлинением плеча перевозки железной дорогой получится совсем дорого — но белорусы снизят цены, у них просто не окажется выбора», — сообщил эксперт.

Головизнин отметил, что идея возить калий контейнерами неплохая, однако если его запаковать в биг-бэги в Усть-Луге, то грузополучателю придется для выгрузки менять технологию, что может оказаться неприемлемым в некоторых портах.

«В портах Индии и Бразилии такое не пройдет — Белорусия потеряет эти рынки. Впрочем, есть и хорошая новость: абсолютно всё и в любом виде примут порты Китая. Белорусы снизят цену, Китай поглотит их 10 млн тонн в год, наверное, почти не заметив. Но хотелось бы полюбопытствовать, как перевозчики таких контейнеров будут обходить международные санкции», — сказал Головизнин.

Напомним, в декабре 2021 года вступили в силу объявленные в августе 2020 года США санкции против Белоруссии, под которые попал и «Беларуськалий». С апреля 2022 года начнут действовать санкции против «Белорусской калийной компании», через которую «Беларуськалий» экспортирует калийные удобрения.