Врачи в Британии заявили, что в телемедицине качество диагнозов ниже

Александр Романычев. Сельский врач (фрагмент). 1987
Александр Романычев. Сельский врач (фрагмент). 1987

Качество постановки диагнозов в системе удаленных консультаций значительно упало и сравнимо с «катастрофой», признали медики в Великобритании, говорится в исследовании Кембриджского университета, опубликованного 2 ноября в журнале Rheumatology.

Согласно обзору, удаленные медицинские консультации были «катастрофой» для некоторых категорий пациентов: 93% врачей заявили, что в результате качество диагнозов ухудшилось. В онлайн-опросах, проведенных в период с апреля по июль этого года, приняли участие 1340 пациентов и 111 медиков, включая консультантов, регистраторов, медицинских сестер и врачей общей практики. Почти все пациенты были из Великобритании, и у большинства был артрит или волчанка.

Респонденты, с одной стороны, отмечали, что удаленный формат общения с врачами был удобным, но признали, что точность постановки диагнозов вызывает большую обеспокоенность. Кроме того, телемедицина не позволяет оказывать помощь отдельным категориям пациентов.

Один старший врач, принимавший участие в исследовании, сказал исследователям: «Быстрая цифровизация и использование телемедицины должны остаться, но правильный выбор пациентов является ключевым — он идеально подходит для одних, но губителен для других».

86% пациентов и 93% медиков считали, что дистанционные консультации хуже, чем очные, с точки зрения точности оценки, а некоторые сообщили о неправильных диагнозах. Один пациент сказал: «Мой ревматолог не может видеть или слышать, как я двигаюсь, смотрю на мою кожу, глаза, волосы, руки, кости, как я. По телефону мне поставили какой-то диагноз, и я знаю, что это неправильно, и ситуация ухудшается».

Представитель Национальной службы здравоохранения сказал: «Пациентам следует предлагать личные консультации, а также телефонные и онлайн-консультации, чтобы сделать первичную и вторичную помощь максимально доступной».

Рост числа телеконсультаций во время пандемии, особенно со стороны врачей общей практики, привел к ссорам между врачами и министрами. Данные, опубликованные на прошлой неделе, показывают, что 61% посещений первичной медико-санитарной помощи в сентябре были очными. До пандемии этот показатель составлял около 80%.

Больницы также увеличили число пациентов, принимаемых дистанционно. В руководстве NHS England по планированию на текущий финансовый год говорится, что по крайней мере четверть амбулаторных приемов следует проводить по телефону или видео. Отказ от личных консультаций предлагался еще до пандемии, отчасти из-за усилий Национальной службы здравоохранения «по сокращению выбросов углерода от пациентов, направляющихся в больницы».

В Национальной службе здравоохранения Великобритании заявили, что пациенты должны иметь возможность видеться с терапевтом лично, если они того пожелают. Чиновники пригрозили понизить рейтинги тех врачей, которые злоупотребляют телемедициной.

Со своей стороны, Британская медицинская ассоциация воспротивилась этому требованию, заявив, что терапевты и так перегружены и не могут работать больше. Она разослала письмо своим членам с требованием не подчиняться указаниям правительства, а, напротив, сокращать очный прием и вовсе отказаться от приема пациентов по выходным и вечером.

Читайте также: В Британии профсоюз запретил терапевтам принимать новых пациентов очно