Сирия показала недостатки применения ВВС США — американские эксперты
Руководство ВВС США упорно планирует вести прямую линейную войну, которая может никогда не случиться, заявили обозреватели Аарон Штейн и Райан Фишел 13 августа в статье на портале War on the Rocks.
Авторы анализируют участие ВВС США в военной операции в Сирии. Они отмечают, что американским летчикам приходилось регулярно встречаться в небе с самолетами ВКС РФ, хотя страны напрямую не конфликтовали. При этом, отношения между Вашингтоном и Москвой не были и дружественными. В Сирии каждая из держав поддерживала свои силы на земле, что накладывало сложности на воздушную обстановку.
Эксперты напомнили, что с 2016 года был согласован механизм недопущения инцидентов в воздухе, позволявший вносить минимальную определенность в сложную воздушную обстановку. Хотя формально линией разграничения и заметным ориентиром для летчиков была река Евфрат, пилоты ВКС РФ неоднократно оказывались вблизи от нее и ВВС США приходилось поднимать самолеты для обеспечения безопасности своих наземных сил, пишут Штейн и Фишел. При необходимости, уведомляя друг друга по специальным каналам, обе стороны не раз пересекали эту границу для поддержки с воздуха своих наземных действий.
По мнению обозревателей War on the Rocks, риск неконтролируемой эскалации между Россией и США был довольно низким на всем протяжении конфликта, но это был первый случай, когда российским и западным пилотам приходилось регулярно летать так близко друг к другу в условиях боевой обстановки. Авторы называют воздушную войну в Сирии отличным примером того как на самом деле выглядит соперничество великих держав в сценариях, когда нет прямого столкновения.
Москва в конфликте в Сирии бросала вызов интересам США, но не противопоставляла свою военную мощь напрямую американской, подчеркивают обозреватели. Они выражают уверенность, что ВВС США готовятся к прямому конфликту с Россией или Китаем, а опыт ценный реального взаимодействия с ВКС РФ в Сирии не осмысливается должным образом.
Конфликт между державами не обязательно будет вести к прямой войне, но скорее вовлечет их в борьбу за рычаги воздействия на ситуацию на земле с использованием авиации и специальных подразделений. Недружественные США государства могут пытаться мешать Вашингтону способами, которые ниже уровня эскалации, но достаточны для изменения оперативной обстановки. Наконец, пишут Штейн и Фишел, в сценариях обучения и планирования ВВС США не полностью учтена сложность воздушной войны, которую приходится вести в современных конфликтах.
Сирию часто считали благоприятным регионом для проведения воздушных операций, поскольку в ней ВВС США не противодействовала мощная ПВО. Однако самолеты ВКС РФ, вооруженные ракетами «воздух-воздух», и системы ПВО Сирии на самом деле представляли серьезную угрозу для американских самолетов, подчеркивают авторы. Они обращают внимание на то, что ПВО правительственной сирийской армии не была выведена из строя на протяжении всего конфликта и регулярно задействовалась для отражения налетов авиации Израиля.
Более того, российские военные усовершенствовали ее и развернули для защиты своей группировки современные системы С-300 и С-400, что еще сильнее осложнило обстановку. Причем, в отличие от сирийской ПВО, атаковать российскую ВВС США не могли без перевода конфликта к прямому противостоянию. Практика размещения своих специалистов на позициях ПВО поддерживаемой третьей стороны, чтобы не дать возможность державе-конкуренту вывести ПВО из строя из-за риска эскалации конфликта будет использоваться и в будущих конфликтах, заключают Штейн и Фишел.
Аналитики считают важным провести глубокий анализ полученного в Сирии опыта, чтобы подготовить пилотов к будущим столкновениям. По их мнению, новые конфликты будут с куда большей вероятностью похожи на войну в Сирии, а не на операцию США в Ираке в 1991 году. Они уверены, что желательны средства контроля всего, что противник может осуществлять в воздухе в зонах конфликтов, которые не переходят в прямое противостояние.
Наконец, ВВС США привычно опираются на использование значительных разведывательных ресурсов и средств обеспечения превосходства в воздухе, но подобные модели делают американскую авиацию неповоротливой и неприспособленной к регулярному длительному применению в районах, где нет хорошей связи для удаленного распределения целей и затруднена поддержка ресурсами.
Если США хотят лучше подготовиться к будущим конфликтам, им необходимо более внимательно изучить сирийский опыт и внести коррективы в свой подход к использованию авиации в будущем, иначе Россия и Китай получат в новых столкновениях серьезные преимущества, подытоживают Штайн и Фишел.
Добавим, Аарон Штайн — директор по исследованиям в Институте внешней политики США, а Райан Фишел — пилот истребителя F-15E, бывший офицер по системам вооружения.