1. Социальная война
  2. Образование в России
Санкт-Петербург, / ИА Красная Весна

Преподавание в школе основ духовно-нравственной культуры обсудили в СПб

Изображение: © ИА Красная Весна
Круглый стол, посвященный проблемам преподавания в школе курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Санкт-Петербург. 07.10.2019
Круглый стол, посвященный проблемам преподавания в школе курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Санкт-Петербург. 07.10.2019

Большинство родителей в Петербурге выбирают для своего ребенка курс «Основы мировых религиозных культур», заявила начальник отдела общего образования комитета по образованию Анна Грубская 7 октября на круглом столе, посвященном преподаванию курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Предмету «Основы религиозных культур и светской этики» отводится один урок в неделю в 4-м классе. Предмет состоит из шести модулей, среди которых можно выбрать один для изучения. В конце курса ученики представляют творческие проекты по итогам изучения. Отметки при этом, с учетом специфики курса, не ставятся.

Как отметила Грубская, родители 34,8% учеников выбирают «Основы мировых религиозных культур», 34% — «Основы православной культуры», 29,8% — «Основы светской этики», 0,28% — «Основы исламской культуры», 0,07% (32 человека) — «Основы иудейской культуры», 0,02% (12 человек) — «Основы буддийской культуры».

Грубская подчеркнула, что в курсах речь идет не об основах веры, а об основах культуры. Основы веры закладываются в семье, поэтому часто религиозные родители выбирают для ребенка общий курс, а не основы культуры какой-либо конфессии. В 5-м классе детям предлагается продолжение — курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

По словам Грубской, если в начале введения данных курсов встречалось непонимание среди родителей, то в последнее время, когда уже система преподавания выстроена, опросы родителей показывают только положительные отзывы. Обучение предполагает не только теорию, но и тематические экскурсии.

Присутствовавшие на мероприятии эксперты высказали мнение, что ценностно-смысловое формирование личности в 4–5 классах идет очень активно, и поэтому этот возраст подходит для того, чтобы закладывать основы культуры. А в дальнейшем, по мере взросления, эти основы будут расширяться при помощи истории, литературы и других предметов.

Директор института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена Роман Светлов подчеркнул, что Россия является многонациональной, многоконфессиональной и мультикультурной страной. Поэтому он видит одной из целей введения данных курсов в школе — дать выпускникам не только знания истории и культуры, но и понимание сложности «культурной, социальной, цивилизационной ситуации, в которой мы находимся».

Напомним, курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводился в школы сначала экспериментально в отдельных регионах, а с 1 сентября 2012 года он стал обязательным.

Среди результатов освоения программы данного курса в Федеральном государственном образовательном стандарте отмечены знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества, осознание ценности человеческой жизни и другие результаты.