США должны сблизиться с Ираном. Так же, как когда-то с СССР — Hill
Сближение США с Ираном и пересмотр ими своих близких отношений с Саудовской Аравией в наибольшей степени отвечает интересам Вашингтона на сегодняшний день. Об этом заявил бывший сотрудник Государственного департамента США Марик фон Ренненкамф 15 января в статье для американского издания The Hill.
Так, автор напомнил, что, сев в кресло президента США, Дональд Трамп неоднократно подчеркивал важность для Вашингтона векового альянса с Саудовской Аравией — принципиальным врагом Ирана. При этом официальный Эр-Рияд занимается тем, что финансирует и вооружает различные группировки радикального ислама по всему Ближнему Востоку. Более того, такие террористические организации, как «Аль-Каида» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) получали значительные денежные средства через Саудовскую Аравию в виде личных пожертвований. Поэтому теперь, когда США добились энергетической независимости, связи Эр-Рияда с международным терроризмом и борьба с ним со стороны Вашингтона и Тегерана требуют пересмотра.
«Заключение союза с Саудовской Аравией не помогло США остановить или избежать террористических актов», — указывает автор.
«Саудовские отпечатки на поразительном числе террористических атак по всему миру», — добавил Ренненкампф.
Он напомнил, что 15 из 19 террористов, захвативших самолеты 11 сентября 2001 года, имели гражданство Саудовской Аравии. Власти королевства отказались расследовать деятельность Осамы бин Ладена до терактов 11 сентября. Они же вложили до $100 млрд в продвижение очень консервативной версии ислама по всему миру.
«Нетерпимость и ненависть, пропагандируемая в построенных Саудовской Аравией школах и мечетях, подтолкнули огромное число людей на совершение терактов по всему миру», — отметил автор.
В свою очередь, иранские дипломаты после терактов 11 сентября помогли Вашингтону свергнуть радикальное движение «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Афганистане. Кроме того, представители шиитского иранского большинства не убили ни одного американского солдата на американской земле. Что «поразительным образом» отличается от длинного списка терактов, совершенного радикалами-суннитами.
«В этих условиях борьба США с терроризмом по своим целям сближается с целями Ирана», — обращает внимание Ренненкампф.
Так, «Аль-Каида» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) являются врагами Ирана, и ни о каком сотрудничестве между ними не может быть и речи. Более того, Тегеран приложил громадные усилия для того, чтобы поддержать режим сирийского президента Башара Асада, свержения которого хотели суннитские радикалы.
Причину напряженных отношений между Вашингтоном и Тегераном автор усматривает в Исламской революции 1979 года, при этом многие забывают, что путь для нее в значительной мере расчистили сами США, в том числе поддерживая консервативные силы в стране с целью свержения демократически избранного правительства.
К тому же «вредоносное влияние Ирана» на Ближнем Востоке является не чем иным, как продуктом условий, в которых оказалась республика: слабые вооруженные силы, недостаток союзников, многие годы иностранного вмешательства в дела страны, а также память о прошлом вторжении, когда США поддержали иракского диктатора Саддама Хусейна, который применял против граждан республики химическое оружие.
«Именно из-за этих невыгодных стратегических условий Иран и был вынужден стремиться к ядерному оружию, а также поддерживать вооруженные группировки вроде ‘Хезболлы’», — указывает он.
В заключение, автор предлагает вспомнить пример бывшего президента Рональда Рейгана, пошедшего на соглашение с «империей зла», благодаря этому в СССР были «подорваны позиции сторонников жесткой линии и были созданы условия для либеральных реформ».
«На фоне того, как в Иране значительно ослаблены позиции наиболее ярых противников США после недавней трагедии, сближение с умеренными силами Ирана по-рейгановски сможет стать катализатором глубоких трансформаций в исламской республике», — добавил эксперт.
Напомним, 8 января украинский самолет, совершавший рейс Киев — Тегеран, был сбит иранскими ПВО. Ответственность за трагическую ошибку на себя взяло командования Корпуса стражей исламской революции. После этого против действующих властей страны начались массовые акции протеста, участники которых требовали отставки верховного лидера аятоллы Али Хаменеи.