Минобороны Британии призвали раскрыть материалы следствия по гибели солдат

Цитата из м/ф «Следствие ведут Колобки». Реж. Александр Татарский, Игорь Ковалёв. 1986. СССР
Цитата из м/ф «Следствие ведут Колобки». Реж. Александр Татарский, Игорь Ковалёв. 1986. СССР

Публикация свидетельских показаний о военной операции, в ходе которой 56 военнослужащих погибли на кораблях у Фолклендских островов — самый смертоносный день для британских военных с 1945 года — вызвала новые призывы к правительству раскрыть все файлы, касающиеся трагедии, 5 мая пишет The Guardian.

В результате атак аргентинских самолетов Skyhawk на десантные корабли «Сэр Тристрам» и «Сэр Галахад» 8 июня 1982 года погибли десятки военнослужащих и более 150 получили ранения.

Официальная комиссия по расследованию, работавшая в закрытом режиме, в сентябре 1982 года установила, что трагедия произошла не из-за «ошибки», а могла быть приписана «обычным причинам», которые могут быть на войне. Некоторые в вооруженных силах и других местах позже обвинили валлийских охранников, находившихся на кораблях, в том, что они недостаточно быстро высадились.

В опубликованном отчете, представленном через 10 дней после нападения, капитан Робин Грин, командовавший «Сэром Тристрамом», рассказывает в шестистраничном заявлении, как он настоятельно предостерегал от «безрассудной» попытки высадки людей через его корабль и сэра Галахада.

Грин, который умер в 2009 году в возрасте 74 лет, напомнил в своем заявлении, что за два дня до злополучной операции он выразил обеспокоенность по поводу отсутствия защиты двух десантных кораблей от возможных атак аргентинских ВВС.

Далее он описал операцию как «наспех проведенную без достаточного обдумывания или планирования».

Грин писал: «Я был не слишком доволен операцией и чувствовал, что было бы опрометчиво отправлять LSL [десантный корабль снабжения] без сопровождения и оставаться там без защиты по крайней мере один день, если не два, как мне казалось, мне показалось глупым… Вся операция показалась мне поспешно организованной без достаточного обдумывания или планирования».

В своем заявлении он утверждал, что не получил дополнительные боеприпасы для воздушного налета, запрошенные перед операцией. «Я также сказал, что хочу еще 20 зенитных ракет Blowpipe, и они были обещаны, но так и не поступили», — сказал он. Грин рассказал, что погода в тот день была «хорошей и ясной, и мы были полностью уязвимы для вражеской воздушной атаки».

Блэк, которому на момент катастрофы было 22 года, сказал, что недавно опубликованное заявление дает вескую причину открыть все запечатанные заявления, касающиеся событий, предшествовавших 8 июня, чтобы очистить имя валлийских охранников.

Комиссия по расследованию 1983 г. представила 14 приложений к доказательствам, из которых 12 были предоставлены полностью или в отредактированном виде. «Два файла остаются закрытыми — это приложение E9 „первый батальон валлийской гвардии“ и приложение E10 „высадка с «Сэра Галахада»“, — сказал Блэк. — Это немного похоже на „Гамлета“ без принца. Я думаю, что в конечном итоге люди просто хотят знать, что происходит».

Крис Брайант, член парламента от лейбористской партии, выступавший от имени своих избирателей за прозрачность, заявил, что министерство обороны должно обнародовать все документы, касающиеся событий 8 июня 1982 года.

Он сказал: «Меня бесит, что правительство продолжает прикрываться ложными аргументами. Соответствующие семьи действительно хотят знать правду, и пришло время им ее сообщить».

Представитель правительства заявил, что министерство обороны поддерживает результаты расследования 1982 года.